• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


СПИКЕР АЛТАЙСКОГО ЗАКСОБРАНИЯ ИВАН ЛООР: НАШУ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЮ С РАСПРОСТЕРТЫМИ РУКАМИ ПОКА НИГДЕ НЕ ЖДУТ

19 апреля 2013

Информационное агентство «Банкфакс»

20130419_Иван Лоор.jpgНа прошедшем в Красноярске II Съезде работников АПК Сибири эксперты обсуждали, какие последствия от вступления России в ВТО и Таможенный союз уже почувствовала отрасль. Участники подготовили предложения по тем мерам, которые могут быть приняты, чтобы нивелировать негативный эффект. В ходе пресс-конференции председатель АКЗС Иван Лоор рассказал, к каким выводам пришли делегаты.

– Цель этого съезда – выработать меры по адаптации агропромышленного комплекса к условиям работы в рамках ВТО и Таможенного союза. Идея его проведения принадлежит исполкому «Сибирского соглашения», она также была поддержана полномочным представителем президента в СФО Виктором Толоконским. Было проведено 10 круглых столов, три из них вели представители Алтайского края. Нам удалось увести съезд от «митинговщины» и «политикантства», направив разговор в рабочее русло. Разговор получился жесткий и эмоциональный, но по делу. Сегодня мы уже не обсуждаем, нужно было или нет вступать в ВТО. Мы ведем речь о том, как в сложившихся условиях обратить внимание федерального центра на проблемы, которые есть у крестьян.

Определенные перемены уже наметились в сельском хозяйстве: в государственной программе поддержки аграриев появились такие направления, как субсидии на один гектар пашни и на литр реализованного молока. В связи с этим есть определенные вопросы. Вы знаете, что в прошлом году аграрии получали льготы по топливу. Благодаря этому, крестьяне по всей России сэкономили 23 млрд рублей. В этом году они получили 15,5 млрд рублей. Если говорить об Алтайском крае, то благодаря большим объемам пашни в нашем регионе, мы получили больший объем финансирования.

В связи с принятием новой федеральной программы вызывает опасения рост цен на минеральные удобрения и средства защиты растений. Если суммировать, то поддержка крестьян составляет около 200 рублей на 1 гектар. Много это или мало? В резолюции съезда написано, что эта сумма должна составлять 2000 рублей. Даже самые бедные страны Европы, такие как Румыния, где самый низкий объем господдержки, и то получают даже больше, чем ожидаемые 2000 рублей. Известно, что Россия получила добро на поддержку сельского хозяйства в объеме 9 млрд рублей, а по факту оказалось, что в текущем году эта сумма намного меньше. Об этом мы также упомянули в резолюции съезда.

Для СФО характерен большой процент личных подсобных хозяйств, и этот сектор неизбежно столкнется с дополнительными трудностями. Почему? Субсидия за литр молока предполагает выплаты только за качественную продукцию. Мы ни в коем случае не ставим себе задачу снижать требования к сортности продукта, поскольку необходимо стимулировать производство такого продукта, иначе мы всегда будем оставаться неконкурентоспособными. Я говорю о том, что придется усилить работу на местах и прописать соответствующую поддержку и на уровне федерального центра, чтобы продукция из ЛПХ была более качественной. А это подталкивает нас к развитию кооперативов — заготовительных, сбытовых и перерабатывающих. Чтобы добиться более качественного молока, нужно, чтобы и структура кормов была более качественной.

Без развития территорий, конечно, сложно говорить о перспективе развития сельского хозяйства. У нас в СФО 3,5 тысячи населенных пунктов, где проживает менее 100 человек. Учитывая наши колоссальные расстояния, суровые сибирские условия, я думаю, что этой темой заниматься придется и в дальнейшем более предметно и системно. Мы помним, что крупное товарное производство в таких территориях мы никогда не сможем развить. Но такие территории могут финансироваться через поддержку личных подсобных хозяйств. В этой связи есть еще одна задача — самозанятость сельского населения. Другого более быстрого и эффективного подхода я просто не знаю.

Вы знаете, что до сегодняшнего дня идет подворный забой скота в ЛПХ, но условия ВТО не допускают, чтобы это происходило. В прошлом году в последние два месяца после вступления России в ВТО увеличился ввоз импорта мяса свинины, молока и продуктов его переработки. Должен сказать, что в прошлом году импорт мяса в России был больше, чем вся господдержка на текущий год.

Кроме того, всех очень беспокоит существующая схема агрострахования. Были сделаны выводы о том, что она не дает положительного результата. Прошлый год показал наглядно ситуацию, когда страховой случай наступает, а крестьяне не получают компенсации. Так получается, что основная задача страховщиков в таких случаях – доказать, что виноват сам крестьянин.

Есть еще вопросы по кадастровой оценке земли. Эту работу мы не проводили несколько десятилетий и взваливать ее на плечи крестьян было бы неправильно. Крестьянам сложно сегодня даже обеспечить залог в банке и получить кредит. В прошлом году объем кредитования аграриев уменьшился в разы. На это повлияла тяжелая нагрузка на сектор от ранее выданных кредитов. Был поднят вопрос о более длинном кредитовании особенно «нескороспелых» отраслей – на 15 - 20 лет. Ранее этот вопрос также обсуждался, но, к сожалению, министерство не поддержало инициативу, и мы вынуждены вернуться к ней.

Зарплата в отрасли тоже имеет приоритетное значение. Самые лучшие результаты в Алтайском крае за последние 50 лет по этому показателю были в 1990 году, когда среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве была на 25 рублей выше, чем в промышленности. К такому соотношению мы не приближались ни разу даже на 80%. Это говорит о том, что когда со стороны государства есть системный подход, появляется и соответствующая отдача.

Важный вопрос связан с необходимостью установки, в том числе аграриями, на своем транспорте, тахографов с 1 апреля текущего года. Это оборудование позволяет контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Сегодня оказалось, что к установке тахографов мы просто не готовы. Стоимость оборудования на единицу транспорта составляет 34 тысячи рублей, а штраф - от 1 тысячи до 3 тысяч рублей для физлица, для юрлица – до 10 тысяч рублей. Ответственность прописали, а никто не готов. Как можно в уборочную компанию подогнать технику под эти стандарты в сельской местности? Делегаты съезда высказали просьбу если не отменить, то на два года отсрочить вступление в силу этой нормы. Специалисты подсчитали, что для Алтайского края цена вопроса около 400 млн рублей. Думаю, это не лучший подарок для крестьян накануне посевной.

Практически через одного выступающего поднимался вопрос о гарантированной цене на сельхозпродукцию. Мы понимаем, что ключевую роль здесь играет пшеница. За последние четыре года закупочная цена поднялась всего на 200 рублей. Мы здесь в десятки раз отстаем от развитых стран, в том числе Финляндии, которая по климатическим условиям близка сибирскому региону.

Вопрос железнодорожных тарифов тоже обсуждался, поскольку это одно из условий, которое делает сельхозпродукцию СФО неконкурентной по отношению к другим территориям. Мы предлагаем найти возможность субсидировать, как многие страны, товаропроизводителей, которые вывозят свою продукцию за пределы субъекта.

Я считаю, что в этой ситуации Алтайский край в большей мере подвержен дополнительным нагрузкам в связи с вступлением в ВТО, поскольку удельный вес внутреннего регионального продукта сельского хозяйства у нас очень велик. Кроме того, Алтайский край — регион, вывозящий продукцию, поэтому вопросы ж/д тарифа, пересмотра подходов к господдержке при формировании бюджета, безусловно, должны учитываться. Скажу прямо, мы своим небогатым бюджетом поддерживаем другие территории, производя готовый продукт, неся все издержки.

Реальные потребности аграриев, сколько я работаю в сельском хозяйстве, никогда не были удовлетворены. Но стоит отметить, что в этом году накануне посевной, не только в Алтайский край, но и в СФО, финансовые ресурсы пришли вовремя и их в два раза больше к аналогичному периоду прошлого года. Погодные условия позволяют выдержать структуру посевных площадей и провести своевременно весенне-полевые работы. Но вопрос стоит не только о текущей ситуации, а о развитии сельского хозяйства на перспективу. Важно, чтобы оставшиеся суммы — а они не малые — были сохранены и увеличены.

Ясно, что есть сложности в бюджете. Но если мы считаем себя равными европейским коллегам с точки зрения обязательств, то и по уровню господдержки мы должны быть к ним ближе. На долю аграрного сектора в ВВП стран Евросоюза приходится всего 1,7%, а поддержка сельского хозяйства занимает до 40% бюджета. У нас же начинают раздаваться голоса, что сельское хозяйство — это черная дыра, в которую сколько ни вваливай, отдачи не будет. Это не так. Я взял за основу год, который предшествовал реализации национальных проектов, в том числе и на территории Алтайского края, так вот, по Сибири производство свинины увеличилось на 30%, Алтайский край в пять раз увеличил производство мяса бройлера, есть рост также в Омской и Новосибирской областях.

Наш регион может поддерживать свою конкурентоспособность за счет качества и экологических свойств продуктов. Невысокая доля минеральных удобрения — 20 кг на гектар — дает право нашей продукции претендовать на экологический статус. А во всем мире такая продукция гораздо дороже. Но я вам скажу откровенно, пока нас с распростертыми руками нигде не ждут.

По итогам работы съезда мы подготовили резолюцию. Она будет направлена и в Госдуму, в Совет Федерации, в Правительство РФ, в Минсельхоз. Виктор Толоконский дал добро, чтобы ряд ключевых обращений можно было отправлять за его подписью. В течение двух недель мы ждем принятия каких-то решений.

ИА Банкфакс