• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ГЕННАДИЙ ГУСЕЛЬНИКОВ: «НАШИ СОВЕТЫ ПОЛУЧИЛИ ФУНКЦИЮ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

24 июля 2018

В марте 2018 года были внесены изменения в Устав Исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение». На смену советам координационным пришли экспертно-консультационные советы. Что стало причиной перемен? Как изменился формат работы советов? Об это беседуем с и.о. Председателя Исполкома МА «Сибирское соглашение» Геннадием Гусельниковым.

На смену координационным советам в МАСС пришли экспертно-консультационные советы. Что изменилось по сути? Зачем понадобилось менять формат?

Здесь сыграли роль два обстоятельства. Первое связано с тем, что федеральный закон о некоммерческих организациях предусматривает два уровня управления. А мы - некоммерческая организация. Два уровня управления – это общее собрание, в нашем случае – Совет ассоциации и исполнительный орган, то есть – Исполком МАСС.

До вступления в силу федерального закона у нас по уставу было четыре органа управления. В том числе и координационные советы, как координирующие органы по отраслевым направлениям. Мы вынуждены были убрать их из состава органов управления, согласно законодательству, но мы не отказывались от них как от формы деятельности.

Второе. Когда мы переходили на проектную модель работы, потребовалось добавить к нашим координационным советам экспертную функцию. То есть именно на советах происходит оценка предложения, именно здесь вырабатываются контуры проектного предложения, поэтому они стали экспертно-консультационными.

DSC00344_edited.jpg

То есть сама суть не поменялась?

Немного изменилась модель работы. Если раньше координационный совет был для нас вышестоящим органом, то теперь этот совет стал для нас экспертным органом, партнерским. То есть мы управляем этой деятельностью. Мы сами формируем повестку дня. Не исключается инициатива председателей советов, поскольку важно мнение регионов, а у нас главный принцип равенства возможности территорий по постановке задач и выражению мнений.

Отдельная история в том, что у нас за период деятельности ассоциации, (а нам совсем скоро исполнится двадцать восемь лет), накопилось большое число координационных советов, которые по различным обстоятельствам перестали работать. Часто координационный совет формировался исходя из конъюнктурной задачи. Допустим, была задача стабилизации по топливно-энергетическому комплексу – был соответствующий координационный совет. Потом отрасль стала хорошо регулируемой, потребность отпала, а координационный совет остался. То есть мы провели инвентаризацию координационных советов и согласовали, по каким направлениям их оставить, по каким ликвидировать.

Какие сейчас действуют экспертно-консультационные советы, и какие планируются создать?

Мы предусмотрели возможность инициации создания совета от бизнес-групп, от любого регионального отраслевого объединения, либо по нашей инициативе. Так по инициативе бизнеса был сформирован Совет по переходу к цифровой экономике. Первое заседание уже состоялось в Омске. Полномочный представитель Президента открывал заседание и приветствовал такую форму работы.

13.jpg (Заседание ЭКС по развитию рынка труда)

Также у нас создан Совет по развитию рынка труда. Мы подготовили план координации с тем, чтобы весь этот сектор был готов ответить на требования, предъявляемые современной экономикой. В этой сфере неминуемо должен произойти рост, исходя из задач, поставленных Президентом страны, и рынок труда должен быть готов ответить на всплеск интереса, на изменение компетенций тех специалистов, которые потребуются.

Есть Совет по развитию контрактной системы в сфере закупок. Он работает непрерывно и эту инициативу поддерживают специалисты, которые занимаются реализацией регулирующих законов, связанных с закупочной деятельностью на региональном и муниципальном уровне. Мы организуем серьезную работу по подготовке специалистов. Идет коррекция нормативно-правового поля, меняются требования, и если этим не заниматься, то затраты на подготовку специалистов будут колоссальными.

Есть координационный Совет по приграничному сотрудничеству. Его возглавила Наталья Николаевна Жданова – Губернатор Забайкальского края. Здесь у нас совершенно четкая задача. СФО – это группа регионов, имеющая самую длинную в России государственную границу. У нас на границе три пункта пропуска, которые требуют обустройства, модернизации, в том числе идеологической, в интересах регионов Сибири. Сегодня пункты существуют сами по себе и не отвечают потребностям нашего приграничного взаимодействия с Китаем и Монголией.

Мы продолжаем изучать интересы регионов по другим направлениям. Например, во время встречи в Томске родилось предложение о развитии программы по переработке дикорастущего сырья, которая действует в Томской области, с превращением в межрегиональную программу и формированием консорциума заготовителей и переработчиков дикоросов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить индустриальную работу, связанную с формированием запасов сырья и организованной переработки, чтобы выйти на показатели экспорта, покрытия внутренних потребностей, наведение порядка в этой отрасли, формирования цивилизованного рынка.

Мы двигаемся сейчас в направлении создания Совета по золошлакам. Во время встречи в Иркутске Губернатор Сергей Левченко поддержал необходимость совместной слаженной работы по ликвидации накопленного ущерба от деятельности угольных ТЭЦ и котельных. У нас более 500 миллионов тонн(!) золы находится на территории Сибири. С этим нужно что-то делать. Есть опыт ее применения в хозяйственной деятельности: при строительстве, при тушении пожаров, при ликвидации карьеров, болот. Ну и не говоря уже о таких вещах как добыча ценного сырья, которое содержится в золе – это редкоземельные металлы. У нас не превышает семи процентов использование этих зольных материалов, в то время, например, как в Индии – этот показатель подходит почти к ста процентам.

Совершенно недавно мы получили подтверждение интереса от регионов по возобновлению работы Совета по туризму. Здесь есть набор запросов: формирование событийного календаря, нужно согласовать взаимодействие регионов на то, чтобы мы равномерно распределили мероприятия, проходящие в СФО. Есть задача по формированию карты региональных туристических маршрутов, синхронизации этих карт с предприятиями общественного питания, формированию карты достопримечательностей. То есть достаточно обширная работа в этом направлении ведется, потому что туризм – существенная статья доходов для регионов и рынок для занятости населения, особенно в сельских районах.

Ну и у нас остается базовая задача самая сложная: нам нужно сформировать четыре базовых совета по развитию реального сектора, инфраструктуры, социальной сферы, а также экономики и финансов. Эта деятельность необходима в связи с решением нами задачи по подготовке предложений в правительство РФ, по содержательной части Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2030 года. Эта работа идет в рамках 172 закона на федеральном уровне, по формированию прогноза долгосрочного. Если произойдет коррекция стратегии развития, пойдет коррекция стратегий отраслевых программ. К этому моменту надо быть готовыми, чтобы отработать содержательную часть стратегии развития Сибири. А четыре названных мной направления – они фактически составляют каркас этой стратегии.

В целом по каждому из прежних координационных советов – своя история. Надо последовательно смотреть результаты. Чем шире будет привлечено общество, заинтересованное в решение задач, тем полезнее для всех деятельность этих советов.

ЧИТА УКР 3.JPG (заседание КС по здравоохранению - архив)

Если говорить о механизме работы советов, какие процессы происходят от обозначения проблемы до ее решения?

Старт начинается с того, что заинтересованная группа лиц выявляет проблемный вопрос, по которому нужно выработать совместную позицию. Как правило, заинтересованная сторона, и мы будем эту практику активно внедрять, готовит концепцию решения проблемы. То есть – углубленный план, который подлежит обсуждению и по результатам обсуждения на заседании формируется уже готовая концепция, на основе которой может быть сформирован межрегиональный проект.

Грубо говоря, мы проводим процедуру согласования интересов сторон и на основе согласованных интересов мы формируем цели, показатели. То есть – классическая проектная модель. На выходе – решение по реализации проекта, или решение о способе реализации этой проблемы.