Печать |
«Стабильное и динамичное развитие сибирских регионов имеет ключевое значение для всей страны, поскольку Сибирь это один из крупнейших регионов России с очень мощным производственным, научным, образовательным потенциалом», - этой фразой Сергей Нарышкин, руководитель администрации Президента РФ открыл в Томске совместное заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО, Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Подкомиссии по СФО Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение.
В своем выступлении он заметил, что даже с учетом экономического спада за последние годы Сибирский федеральный округ показал неплохие результаты. В кризисные 2008-2009 годы основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства СФО опережали среднероссийские значения. Уровень инфляции в Сибири был ниже среднего по стране. Уже в 2010 году, по словам Нарышкина, обрабатывающая промышленность СФО превысила докризисный объем производства.
Необходимо отметить, что это заседание проходило в рамках XIVТомского инновационного форума, поэтому акцент был сделан на совершенствовании деятельности органов государственного управления и мерах поддержки инвестиционных и инновационных процессов в субъектах Федерации Сибирского федерального округа. Основной докладчик по этому вопросу, председатель координационного совета по инновационной политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», губернатор Томской области Виктор Кресс на примере своего региона рассказал о том, как произошла смена приоритетов в экономическом развитии территории. По его словам 15 лет назад Томская область связывала свое будущее в основном с освоением природных богатств- месторождений нефти и газа. Сейчас ситуация меняется.
«Этот сырьевой локомотив должен был по нашему разумению вытянуть научно-образовательный комплекс, стать источником инвестиций в университеты, наукоемкий бизнес, высокотехнологичное производство, - пояснил Виктор Кресс. - Однако на деле это не сработало. Сырьевая игла оказалась мало совместима с модернизацией и инновационным развитием. А изменение налоговой политики, когда 100% от добычи полезных ископаемых уходит в федеральный бюджет окончательно убедили нас в том, что необходимо внести коррективы в расстановку приоритетов. Этому способствовали и явные успехи уже в то время томского научно-образовательного комплекса. С 2005 года он не без помощи федерального бюджета стал развиваться гораздо более высокими темпами, чем другие традиционные отрасли экономики. Сегодня, не смотря на сохраняющийся сырьевой и промышленный потенциал, область однозначно делает главную ставку на две составляющие: северные районы — на сырье; Томск, Северск и Томский район — на инновационную экономику».
Практически во всех выступлениях звучало, что модернизация промышленных и и других отраслей производства, внедрение инновационных технологий невозможно без продвижения в эту сферу инвестиционных проектов. О некоторых из них говорилось на совещании более подробно. В частности, о таких как
«Комплексное развитие Нижнего Приангарья» в Красноярском крае, строительство Озерного и Ермаковского горно-обогатительных комбинатов в республике Бурятия, которые находятся сейчас в стадии реализации. А вот проект по производству древесно-волокнистых плит средней плотностью плит МДФ в Томской области уже успешно завершен. Завод введен в эксплуатацию в декабре прошлого года и сейчас вышел на проектную мощность. Общий объем финансирования в проект 250 млн долларов, при этом, частные инвестиции составили здесь 100%
На совещании было так же отмечено, что на федеральном уровне появился проект «Стратегия инновационного развития России до 2020 года». В нем, как подчеркнул Виктор Кресс, приоритеты расставлены достаточно четко.
Необходимо отметить, что на этом заседании был утвержден перечень критериев отбора инвестиционных проектов, обеспечивающих реализацию Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Среди прочих требований, есть отдельный пункт, в котором проект рассматривается на соответствие целям модернизации экономики и наличие инновационной составляющей.
Таким образом, интересной и созидательной работы для нового координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по инновационной политике будет много.
Информационный центр
Межрегиональной ассоциации
«Сибирское соглашение»
телефоны: (383) 223-32-57, 223-17-06
Факс: (383) 223-77-38
E-mail: wis@sibacc.ru
http://sibacc.ru/
Ссылка на информационный центр МАСС обязательна.