• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ ИЛИ ПОМОЩЬ УТОПАЮЩЕМУ?

27 апреля 2012

МАСС обсудила принципы работы фондов финансовой поддержки муниципалитетов

Во вторник в Иркутске прошло заседание Координационного совета по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), председателем которого является спикер ЗС Людмила Берлина.

Материал о работе конференции «Общество, власть, бизнес: развитие без коррупции», прошедшей в рамках форума, был опубликован в № 44 от 25 апреля. Во второй части мероприятия участники Координационного совета обсуждали вопросы формирования и функционирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и практику их работы в разных сибирских регионах. В обсуждении приняли участие представители Омской и Новосибирской областей, Красноярского, Забайкальского и Алтайских краев, Республики Бурятия.

По праву принимающей стороны с базовым докладом выступил министр финансов Иркутской области Алексей Зезуля. Как и во всех сибирских регионах, выполняя требования Бюджетного кодекса, в нашей области созданы два фонда. Из одного финансовая поддержка оказывается муниципальным районам и городским округам, из другого сельским и городским поселениям. На данный момент каждый третий рубль в бюджеты более чем 80% районов и городских округов поступает из региональной казны, 70% поселений не в состоянии прожить без помощи области.

Как отметил министр, в этой ситуации формирование фондов финансовой поддержки муниципальных образований является одним из главных условий сбалансированности местных бюджетов. В этом году фонд поддержки муниципальных районов и городских округов в иркутской области сформирован в размере 3 млрд рублей, фонд городских и сельских поселений – 874 млн рублей.

В основном выравнивание финансовых возможностей муниципалитетов осуществляется исходя из среднего уровня бюджетной обеспеченности МО в регионе. Эта практика принята в большинстве субъектов СФО.

Но есть и другие варианты. Например, в Томской области и Бурятии. Как рассказал председатель комитета территориального развития администрации президента и правительства Бурятии Баир Ускеев, дотации из фонда в республике выплачиваются с целью сокращения отставания бюджетной обеспеченности по отношению к эффективно работающим муниципалитетам. В данном случае, есть стимул трудиться, если же за основу берется средняя бюджетная обеспеченность, то лидеры, как правило, ничего не получают из фонда поддержки.

Вместе с тем в нашей области вот уже третий год городским округам и районам выплачиваются так называемые премии за эффективность. В этом году на них предусмотрено 1 млрд 24 млн рублей. И этот механизм премирования доказал свою результативность. Только в прошлом году на один рубль премии муниципалитеты привлекли собственных средств на 2,4 рубля. Некоторые сибирские регионы используют такой механизм для стимулирования работы МО.

В ходе обсуждения возник вопрос о возможном делегировании муниципалитетам полномочий по формированию фондов финансовой поддержки входящих в район поселений. Как отметила Людмила Берлина, единого решения для всех субъектов в этом вопросе не может быть, регион должен самостоятельно определить механизм формирования такого фонда. Что касается Иркутской области, то, по мнению спикера ЗС, у нас о передаче полномочий говорить рано. Многие главы поселений настаивают на сохранении фонда поддержки в структуре областного бюджета, что, с одной стороны, позволяет сохранять независимость от района, с другой – не терять связей с регионом.

Итогом обсуждения стало принятие рекомендаций Координационного совета к органам государственной власти субъектов РФ при формировании региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований. Где рекомендовано использовать опят Бурятии и Томской области, а также предложено определять налоговый потенциал отдельного муниципалитета по отношению к среднему по МО показателю. При этом корректировать показатели с учетом посткризисного периода.

Источник: Областная общественно-политическая газета