• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


МОЛОДЁЖЬ БУРЯТИИ: "БУДЬ ЧТО БУДЕТ"

31 октября 2012

На недавнем заседании совета ассоциации «Сибирское соглашение» особое внимание было уделено последствиям вступления во Всемирную торговую организацию. И хотя общий тон высказываний был достаточно оптимистичным, у многих руководителей сибирских регионов сегодня болит голова о том, насколько успешно удастся адаптировать механизмы социально-экономического развития территорий в новых условиях.

Шок – это по-нашему
Хотя процесс вхождения нашей страны в ВТО затянулся на долгие семнадцать лет и рискует попасть в книгу рекордов Гиннесса, складывается ощущение, что для многих российских государственных мужей официальный прием в эту глобальную организацию стал едва ли не «громом среди ясного неба».
Даже среди экономических экспертов, приближенных к правительственным кругам, нет определенной точки зрения, какими последствиями обернется для страны членство в ВТО. Что уж тут говорить о руководителях регионов, которые оказались попросту сбиты с толку разноречивыми комментариями из Москвы.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Общий смысл высказываний можно свести к одному знаменателю: вступление во Всемирную торговую организацию в условиях экономической глобализации было необходимо. На первых порах будет трудно, для некоторых национальных отраслей экономики возможны серьезные издержки. Но переходный период должен самортизировать эти негативные последствия, а положительный эффект от открытия границ должен компенсировать эти издержки гораздо раньше.

Прямая речь
Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе: «Во вступлении России в ВТО для сибирских регионов есть несколько положительных моментов. Это снижение цен, металлургии, лесной отрасли. Но есть и неизбежные риски. Мы должны обновить и усилить поддержку прежде всего в сельскохозяйственном производстве, повысить эффективность обрабатывающей промышленности. Со вступлением с ВТО господдержка должна быть направлена не на поддержание и выживание, а на эффективный выход на глобальный рынок. Нам нужно выходить на международные рынки, находить какие-то внутренние меры стимулирования, компенсации тарифных издержек для экспортёров».

Но последствия вступления в ВТО для различных отраслей отечественной экономики не могут просчитать даже профильные НИИ. Что в таких условиях можно ожидать от субъектов Федерации, располагающих куда меньшими возможностями для соответствующих исследований и расчетов. Тем не менее во всех регионах были созданы различные рабочие группы и комиссии при правительствах, которые обязали подготовить материалы по вероятным последствиям вступления России в ВТО для региональных экономик.

Игра на опережение
На том же заседании совета МАСС Вячеслав Наговицын рассказал, какая работа проведена специальной правительственной комиссией по изучению вероятных последствий вступления России в ВТО для экономики Бурятии.
В целом, по мнению главы республики, вступление России во всемирную торговую организацию принесет Бурятии больше все же позитивных изменений, чем издержек. Прежде всего, за счет повышения конкуренции со стороны других членов ВТО, которые рано или поздно получат доступ на внутренние российские рынки. Сегодня разрыв между ведущими игрокам международного рынка и их российскими партнерами (особенно в глубинке) по абсолютному большинству критериев чрезвычайно велик. Достаточно сказать, что по некоторым отраслям разница в производительности труда (а это основной показатель эффективности любого производства) отличается на порядок.

Прямая речь
Вячеслав Наговицын, глава РБ: «Несмотря на то, что документ о вступлении России в ВТО подписан, вопросы остаются. И люди хотят знать, что им делать, куда и как двигаться, как правильно воспользоваться теми выгодами, которые им дает вступление в ВТО, и где они, эти выгоды. Как будет работать сельское хозяйство в условиях огромной дифференциации поддержки его в разных государствах, как мы будем противостоять молочным продуктам с растительными жирами вместо животных, к чему приведет обязательство России поднять внутренние цены на энергоносители и сырье, как повлияет поток дешевых стройматериалов на отрасль стройиндустрии, как мы будем защищаться от некачественных и вредных продуктов, которые, как ожидается, хлынут на территорию Российской Федерации?
Наша страна входит в ВТО с ходу, без подготовительных мероприятий и переходных этапов в условиях, когда производительность труда в стране в 4-5 раз ниже стран участниц ВТО. В этих условиях нам надо точно определить, где мы будем иметь точки роста, а где будут точки выживания или полного реформирования.
Нам нужен диалог с федеральным центром по столь важному вопросу. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Проблему легче предотвратить, чем ее решать, когда она вовлечет в свой оборот большое число людей».

Из подготовленных специалистами комиссии при правительстве РБ материалов следует, что от членства в ВТО могут выиграть местные участники внешнеэкономической деятельности, поскольку условия мировой торговли станут более выгодными и доступными прежде всего для экспортеров и для предприятий, приобретающих импортное сырье, оборудование, современные технологии и услуги. Поскольку весь бурятский экспорт носит в основном сырьевой характер (за исключением продукции машиностроительной отрасли), здесь ожидается некоторое оживление.

А вот куда более мрачные перспективы ожидают местных сельхозпроизводителей. Правда, эти тревоги не совсем разделяет глава Бурятии. Он считает, что местная специфика сельхозпроизводства (например, в виде номадного животноводства) – это козырь, который может помочь отстоять позиции на местном рынке.

-При вступлении в ВТО импортные пошлины и дотации на мясо говядины и птицы, как в России, так и у участников ВТО остаются прежними, отмены квот не предполагается,- говорит Вячеслав Наговицын. – Однако определенные опасения вызывает ожидаемое трехкратное снижение пошлин и отмена квот на мясо свинины, которое планируется после 2020 года, и самый низкий уровень государственной дотации на 1 гектар земли, зафиксированный в соглашении.

Нужно отдать должное властям Бурятии, которые еще за несколько лет до официального приема страны в ВТО предприняли ряд шагов, которые должны самортизировать хотя бы часть ожидаемых негативных последствий для экономики республики.

Речь идет сразу о нескольких крупных инвестиционных проектах (свинокомплекс, птицефабрики, молочно-товарные и откормочный комплексы и др.), направленных на насыщение внутреннего потребительского рынка продукцией собственного производства с использованием конкурентного по цене и качеству сырья.

Поживем - увидим
И все же четкого представления (с расчетами и экономическим выкладками) о том, что ожидает экономику Бурятии после вступления страны в ВТО, нет. Собственно, нет и методики, механизма таких расчетов. Немного успокаивает то, что даже крупные развивающиеся страны (такие, как Индия, Бразилия) открывали свои границы для ВТО во многом полагаясь, что называется, на здравый смысл и объективные законы международного сотрудничества и кооперации. Правда, было это еще в прошлом веке.

Прямая речь
Матвей Гершевич, председатель НХ: «В сфере сельского хозяйства Бурятия имеет некоторые преимущества. Дело в том, что в России и во всем мире начинается движение за качество продукции, и Бурятия занимает одно из ведущих мест в России по этому показателю. У нас выпускается экологически чистый продукт, и конкурентов у нас почти нет».

Серьезным тормозом на пути к конкурентоспособности местных товаропроизводителей остаются и экологические ограничения, связанные с озером Байкал. Не случайно власти республики вот уже много лет пытаются привлечь внимание к этому фактору. Одной из последних инициатив стало предложение о включении Бурятии в качестве пилотного региона на 2013-2016 годы в программу дополнительной господдержки регионов с неблагоприятными климатическими и экономическими условиями.

Нельзя не отметить, что присоединение России к ВТО несет с собой и некоторые бесспорные плюсы. Так, прежде всего это упрощение доступа на российский рынок высокотехнологичного энергосберегающего оборудования, аналоги которого не производятся в России, что будет способствовать модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции. Можно назвать и еще с полдюжины других факторов.

Но вот как все для экономики Бурятии и страны обернется в действительности, сегодня не скажет никто.

Валерий Цыдыпов, "Молодёжь Бурятии" №44

Байкал Медиа Консалтинг