• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ИСПОЛКОМА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ» ВЛАДИМИРОМ ИВАНКОВЫМ В ГАЗЕТЕ «КОНТИНЕНТ СИБИРЬ» № 25 (399), 9 ИЮЛЯ 2004 Г.

09 июля 2004

«ДЕНЕГ В БУДУЩЕМ ГОДУ БУДЕТ МЕНЬШЕ»

Сегодня в Красноярске проходит совместное заседание советов Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) и Сибирского федерального округа. Об основных темах обсуждений корреспондент «КС» АЛЕКСАНДР ПОПОВ накануне заседания побеседовал с председателем исполкома МАСС ВЛАДИМИРОМ ИВАНКОВЫМ.

- Владимир Иванович, каковы основные темы заседания?- Мы рассматриваем традиционные вопросы, но это не значит, что они не актуальны. Более того, их актуальность нарастает с каждым годом. Главная тема - бюджет РФ на 2005 год. Очевидно, что будущий год - ключевой для межбюджетных отношений. Во-первых, реализуется программа развития бюджетного федерализма в РФ, во-вторых, в 2005 году пройдет сразу три реформы. Первая коснется Налогового и Бюджетного кодексов, вторая введет в действие пакет законов по местному самоуправлению. Наконец, третья реформа предполагает кардинальную перестройку системы льгот. Добавьте к этому $11,2 млрд внешних выплат, которые также предстоит сделать в будущем году. Как видно, исполнение бюджета 2005 года станет серьезным испытанием для регионов.

- Вы назвали очевидные проблемы, заложенные в бюджете 2005 года. Есть ли частные вопросы?

- Конечно. Например, мы считаем, что существующая система федеральных целевых программ (ФЦП) себя изжила. Потому что сибирские регионы реально по ФЦП почти ничего не получают. Так, в прошлом году по ФЦП «Сокращение различий между регионами» львиную долю (более 19 млрд руб.) получили Башкортостан и Татарстан, а все регионы СФО получили в 6 раз меньше. Зачем нам такие ФЦП?

- Речь идет о пересмотре механизма ФЦП?

- Речь идет о том, что межбюджетные отношения должны быть справедливыми. ФЦП - это государственные инвестиции. Они должны поступать в регион и стимулировать местные бюджеты выделять собственные средства. Кроме того, известно, что каждый правильно вложенный бюджетный рубль привлекает 3-5 рублей частных компаний. Так что речь идет и о грамотном расходовании государственных средств.

Другие проблемы бюджета 2005 года - реструктуризация долгов регионов по федеральным ссудам, которые были получены в 2003-2004 гг. В прошлые годы правительство реструктуризировало задолженность, но по бюджету 2005 года ясность в этот вопрос не внесена. Между тем для многих регионов это серьезные деньги, особенно для Алтайского края, Омской и Новосибирской областей.

Если говорить в общем, то у «Сибирского соглашения» по-прежнему два вопроса к федеральному правительству. Первый - это справедливость распределения бюджетных средств. Сибирь не должна оставаться обделенной. Второй - расходные полномочия, которые передаются на уровень регионов, должны соответствовать передаваемым доходным источникам. Например, пока не ясно, за счет чего регионы смогут возместить 24,8 млрд руб., которые заложены в бюджете на содержание средних учебных заведений.

- Докладчиком по теме бюджета на заседании заявлен губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. В апреле на Инвестиционном форуме в Красноярске он огласил подход федерального центра к региональной экономической политике, который должен базироваться на приоритетной поддержке регионов-лидеров, отказе от трансфертов. Это накладывает отпечаток на позицию МАСС, ведь Хлопонин теперь является и председателем Совета ассоциации?

- Я во многом согласен с красноярским губернатором. Регионы должны зарабатывать, но для этого им нужны стимулы. Пока же политика федерального центра способствует иждивенчеству. В целом мы уверены, что в стране «хромает» стратегическое планирование экономики. Если на федеральном уровне не выстроена система приоритетов в поддержку регионов-лидеров, которые могут быстро увеличить производство, налогооблагаемую базу, значит, страна не имеет вектора развития.

- Сформулирована ли позиция МАСС по вопросу отмены социальных льгот?

- Есть разные подходы и оценки. Общая позиция сводится к одному: люди не должны потерять. Сегодня эмоции отошли в сторону, теперь предстоит четкий расчет. Пока мы имеем расчет только со стороны правительства, а собственные возможности до конца еще не просчитали. Но скоро выдадим результат. Есть еще одна проблема. Например, если раньше на обсуждение бюджета отводилось четыре чтения, то теперь всего три. Значит, остается меньше вариантов для маневра, для лоббирования возможностей регионов. Кроме того, если раньше между первым и вторым чтением Госдума могла перераспределять сотни миллиардов рублей, то теперь - только 60 млрд.

- Не снижает ли возможности лоббирования интересов регионов то, что «контрольный пакет» Госдумы принадлежит пропрезидентской «Единой России»?

- Хоть большинство депутатов и входят в «Единую Россию», они представляют и интересы регионов. Губернаторы также контролируют эти процессы. Поэтому нельзя сказать, что мы не сможем договориться с Госдумой. Кроме того, мы не оппозиция и поддерживаем стратегию как правительства, так и президента. Наша линия традиционна: конструктивная здоровая критика, основанная на стремлении защитить интересы регионов.

- Какие еще вопросы будут рассматриваться на заседании Советов СФО и МАСС?

- Подготовка к зиме. Мы понимаем, что гигантских денег в ЖКХ не пришло. Олигархи много обещали, но реально пока сделано мало. Трубы ржавеют по-прежнему и, как и раньше, этими вопросами занимаются местные власти. Но денег в будущем году будет меньше в связи с выплатой внешнего долга и т. д. Мы должны попросить у правительства учесть это обстоятельство и сделать все, чтобы города не замерзли. Этот вопрос текущий, но и политический. Не дай Бог какой-нибудь город замерзнет, - тогда мериться силами начнут «Единая Россия» и КПРФ. Мы также планируем проанализировать работу «Российских коммунальных систем» в регионах Сибири.

Наконец, будут обсуждаться и чисто аппаратные вопросы. Это первое заседание, которое проводит новый председатель Совета МАСС - губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. По традиции мы будем избирать его замов от исполнительной и от законодательной властей региона. А зампред от исполнительной власти, как вы понимаете, реально будет претендовать на пост следующего председателя Совета МАСС.

- Уже решено, кто это будет?

- Пока не буду об этом говорить.

- Будет ли участвовать в заседании бывший председатель Совета МАСС, экс-губернатор Алтайского края Александр Суриков?

- Конечно. У нас нет вопросов по этому поводу. Александр Суриков теперь - сотрудник аппарата полпредства в СФО.

- Вы уже общались с Михаилом Евдокимовым?

- Да, неоднократно. По-другому и быть не может. Его избрал народ, а выбор народа надо уважать. Как будет работать администрация Алтайского края, покажет жизнь. Сейчас о чем-то говорить еще рано, слишком мало прошло времени.

Александр ПОПОВ