• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА: ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СОВЕТ МАСС ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ ВЫРАБАТЫВАЕТ АКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

06 апреля 2022

Правительство России утвердило Концепцию развития дополнительного образования, которая предусматривает к 2030 году создание необходимых условий для самореализации молодых талантов. Решения актуальных проблем развития дополнительного образования предложили участники заседания Экспертно-консультационного совета МАСС по науке и образованию, прошедшего в конце марта. 

Утвержденная Правительством Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 год и с 2025 по 2030 год. В 2022 году, по информации заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Ольги Колударовой, на мероприятия по развитию системы дополнительного образования федеральный бюджет направит более 6 млрд руб. Об этом она сообщила на заседании  ЭКС МАСС по науке и образованию 18 марта. 

DSC05612.JPG

Концепция предполагает рост количества детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, посещающих дополнительные занятия, с 76% в 2022 году до 82% к 2030 году. По информации Ольги Колударовой, в Сибирском федеральном округе этот показатель на данный момент составляет 75,9%.

В первую очередь в рамках Концепции планируется распространить целевую модель развития дополнительного образования по всей стране. Сейчас такая модель применяется в 72 регионах. Она предполагает переход на персонифицированное финансирование – выдачу специальных сертификатов, по которым ребенок может посещать кружки и секции бесплатно.

Также планируется создать новые учебные места и обновить инфраструктуру системы дополнительного образования. Регионам на эти цели будут предоставлены субсидии из федерального бюджета. На необходимость развития инфраструктуры дополнительного образования обращал внимание Президент России Владимир Путин. «Одно из направлений – это развитие не просто инфраструктуры (детские сады, школа, медицина, педиатрия), а инфраструктуры дополнительного образования. Мы всегда ее держали в тени. Эта была ответственность прежде всего регионов, муниципалитетов. Надо будет обязательно оказывать им соответствующую помощь. Мы много раз к этому возвращались», – сказал Владимир Путин на совместном заседании Госсовета РФ и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в конце 2020 года.

Необходимость развития инфраструктуры неоднократно подчеркивалась и на заседаниях Экспертно-консультационного совета МА «Сибирское соглашение» по науке и образованию. Одно из решений прошедшего 18 марта заседания – рекомендовать органам исполнительной власти по образованию и науке субъектов Российской Федерации – членов МАСС усилить контроль за состоянием инфраструктуры и материально-технического снабжения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Без имени1.png

Особо в Концепции отмечена важность организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.

Как подчеркнул Председатель Исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников, «в условиях сегодняшней общественно-политической ситуации в стране существенно возрастает роль духовно-нравственного, культурного и патриотического воспитания школьников и молодежи. Это одна из задач, решаемых в рамках системы дополнительного образования».

Воспитание патриотизма, в свою очередь, невозможно без обращения к истории родного края. В рамках Концепции будут разработаны новые туристические маршруты, во время которых школьники смогут познакомиться с историей, культурой и традициями своего региона. Это направление активно развивается в сибирских регионах. Так, в Томской области реализуется ряд проектов познавательного туризма: «Развитие детско-юношеского туризма и туристско-краеведческой деятельности обучающихся Томской области (220-2023 гг.)», «Познай свой край», «Школа юного экскурсовода».

c40bd00de95e781b144ae048877a86f068eb3145.jpg

Участники разработанного томскими коллегами проекта «Познай свой край» посещали культурно-исторические объекты региона, а затем разрабатывали собственные маршруты. «Школа юного экскурсовода» – победитель конкурсного отбора «Обеспечение проведения всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий в сфере патриотического воспитания с участием детей и молодежи» федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Нацпроекта «Образование». Летом 2021 года 30 школьников из 10 регионов России стали победителями отборочного тура проекта. Ребята выбрали тему по истории родного края, проложили маршруты, связанные с ней, и придумали собственный экскурсионный маршрут.

Узнать о прошлом и настоящем соседних городов школьники могут благодаря туристско-образовательному проекту «Вагон знаний. Сибирь», который в настоящее время включен в комплексный инвестиционный проект МАСС «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири», разработанный специалистами МА «Сибирское соглашение». «Мы планируем включить этот маршрут в мероприятия года детского туризма в 2023 году. Надеюсь, к этому времени проект станет еще более масштабным и не только соединит Томск и Новосибирск», – отмечает Председатель комитета развития внутреннего и въездного туризма Департамента экономики Администрации Томской области Ирина Лахтионова.

Vagon_Znaniy_Tomsk_2017_03_25-25.jpg

Одной из задач Концепции стало создание и развитие сети технологических кружков, где будут готовить будущих учёных и инженеров. Обсуждая этот вопрос на прошедшем заседании Экспертно-консультационного совета МАСС по науке и образованию, специалисты отметили необходимость формирования единой экосистемы технической направленности, объединяющей школы, организации дошкольного образования, вузы и технологических партнеров в реальном секторе экономики.

В сибирских регионах для развития естественно-научного и технического направления в системе дополнительного образования действуют детские технопарки «Кванториум». Так, в Омской области в нем в этом учебном году занимается 874 ребенка. Для отдаленных районов действует «Мобильный Кванториум». В Иркутской области успешно работают 3 детских технопарка, мобильный кванториум «Спутник» и школьный кванториум. 

pexels-alena-darmel-7750930.jpg

Остается добавить, что участники Экспертно-консультационного совета МА «Сибирское соглашение» по науке и образованию разрабатывают эффективные решения актуальных задач развития сферы дополнительного образования. Предложения по итогам состоявшегося заседания ЭКС МАСС по науке и образованию будут направлены в Комиссию Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Наука» для рассмотрения на очередном заседании.

Материал подготовлен на основе публикаций официальных сайтов Правительства России, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», сайта РИА «Новости».