• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


Правительство Тувы актуализирует Индивидуальную программу социально-экономического развития республики

16 июня 2021

Врио Главы Тувы Владислав Ховалыг провел с Советом гражданских инициатив публичные слушания по изменениям в Индивидуальную программу социально-экономического развития республики. Перед членами Совета и участниками заседания выступили вице-премьеры и министры правительства республики, рассказавшие о причинах и сути корректив.

Необходимость внесения изменений продиктовано апрельским решением правительства России, которое вынуждено было в силу объективных обстоятельств приостановить на неопределенный срок строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» - ключевой пункт программы.  Замораживание проекта поставило под большой вопрос достижение поставленных перед республикой национальными проектами целей, главная из которых – снижение бедности и сокращение безработицы. Ведь только на строительстве железной дороги предполагалось создать более 15 тысяч рабочих мест, или 60 % от численности не имеющих работы на январь 2021 года. 

Однако это не единственная причина, по которой на втором году реализации программы власти республики вынуждены пересматривать её.  Врио Главы республики Владислав Ховалыг считает, что корректировать программу необходимо ежегодно с учетом меняющейся экономической конъюнктуры и степенью эффективности каждого из проектов.  Его позицию разделяют федеральные кураторы программы. Вице-премьер Марат Хуснуллин, в частности, согласился не только актуализировать её по предложениям властей республики, но и дополнять новыми проектами взамен выбывающих.

Пока на исключение из программы претендуют два проекта программы, если не считать железную дорогу. Это строительство круглогодичного тепличного комбината в Кызыле и создание оздоровительного комплекса на базе мараловодческого хозяйства «Туран». Сомнения вызвал также проект фабрики по переработке шерсти и производству изделий из нее. Специалисты не уверены в рентабельности полного цикла производства и предлагают ограничиться на первом этапе организацией первичной переработки сырья.

Высвобождаемые средства могут быть направлены на организацию производств, которые, по мнению специалистов правительства, точно не будут простаивать. Они, на первый взгляд, не претендуют на большие масштабы и объемы. Однако главное их достоинство – в гарантированном обеспечении рабочих мест и создании условий для появления новых производств.

Намечается, к примеру, открыть мельницы в Чаа-Хольском и Тандинском районах, молочно-товарные фермы в селах, укрепить техникой фермеров и сельхозпредприятия, чтобы стимулировать расширение сельхозугодий.  Есть также предложение выкупить здание Народного банка, попавшее в конкурсную распродажу, чтобы разместить в нем Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Фонд развития промышленности и другие институты содействия бизнесу и привлечения инвестиций.

Прорабатывается также возможность расширения сети туристических баз как одной из быстрорастущих в условиях пандемии и закрытых границ ниш бизнеса. При этом строить их предполагается с учетом возросших требований к качеству турпродуктов.  Одну из площадок под строительство новой базы планируется подготовить на берегу озера Чагытай, обеспечив подъезд и прочую инфраструктуру, включая очистные сооружения, инженерные коммуникации, линии электроснабжения, игровые площадки, пляжи и т.д.

Еще один новый проект программы задуман в развитие существующих. Сегодня идет реконструкция автомобильного пункта пропуска «Хандагайты», которая позволит перевести его с 2022 года на многосторонний режим и откроет границу для других стран, не только сопредельных. В частности, заработает прямой автомобильный коридор в Китай, и для ряда сибирских регионов он будет, как минимум, на 20 % короче пути через Бурятию. Специалисты прогнозируют увеличение торгового транзита через Туву и предлагают построить на границе с Монголией логистический комплекс, где будет организовано хранение и трансграничная перевалка товаров, их таможенная обработка. Вокруг него планируется сформировать иную инфраструктуру, в том числе гостиницы, кемпинги, объекты придорожного сервиса и т.д.

 

Важнейшим дополнением стал проект газификации республики, которого не было в первоначальном варианте Индивидуальной программы. Он был включен после переговоров врио Главы Тувы с руководством Газпрома. Правда решаться задача будет не прокладкой магистрального газопровода, а устройством системы автономного газоснабжения – строительством резервуаров для хранения, в которые газ будет доставляться автотанспортом из ближайшего завода по сжижению газа в Пермской области. Реализация проекта поручена компании «Газпром СПГ технологии». Пока планируется перевести на газ только ряд котельных и часть частного жилого сектора в Кызыле, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе.

 

Изменился не только состав проектов программы, но и условия их реализации.  Власти Тувы добились, в частности, снижения тарифа на электроэнергию. По информации Минтопэнерго РТ, готовится соответствующее решение правительства РФ. Стоит уточнить, что снижение коснется только тарифа для юридических лиц.  Ожидается, что электроэнергия для них подешевеет на 30%. Сегодня все организации и предприятия Тувы, включая малый и средний бизнес, платят почти 8 рублей за киловатт-час.

 

Большая работа проведена правительством республики по изменению методики расчета федеральными ведомствами размеров государственной поддержки на строительство жилья и инфраструктурных объектов.  Тува за 5 лет должна построить и ввести более 600 тысяч квадратных метров жилья.  На строительство инфраструктуры под это жилье республике насчитали субсидий на 816 млн рублей. Однако реальная стоимость квадратного метра жилья, к которому «привязаны» расчеты, намного больше.

 

Если ориентироваться на нее, то только на инфраструктуру запланированных программой развития пяти районов комплексной застройки, включающих 126 многоквартирных домов и десятки социальных объектов, потребуется не менее 7 млрд рублей.  По словам Владислава Ховалыга, в ходе Петербургского экономического форума ему удалось заручиться поддержкой вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего в правительстве РФ строительный комплекс, в необходимости исключительного подхода к определению размеров финансовой помощи Туве при реализации проектов жилищного строительства.  

 

На заседании Совета гражданских инициатив были затронуты также вопросы выполнения президентских указов о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, развития дорожной сети, вакцинации населения от коронавирусной инфекции. Члены Совета поддержали усилия новой правительственной команды, отметив высокий уровень проработки проектов и управленческий профессионализм. Владислав Ховалыг поблагодарил участников встречи за высказанные мнения и предложения, заверив, что и в дальнейшем намерен активно привлекать Совет и его авторитетных экспертов к работе над вопросами развития Тувы.

25.jpg

Источник: https://rtyva.ru/press_center/news/economy/45078/