• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


Межрегиональный туристский проект «Сибирский тракт»

Цель проекта – улучшение условий жизни людей на территориях, прилегающих к путям сообщения из европейской части России в Сибирь, за счет привлечения инвестиций с опорой на их историческое наследие. Это можно реализовать за счет создания разнообразной по форме, но связанной в единую систему культурно-туристической среды, насыщенной автотуристскими сервисами.

Сибирский тракт рассматривается не столько как дорога или туристический маршрут, а как комплексный проект, обеспечивающий реализацию проектной цели в рамках единой концепции и под общим брендом.

Описание проекта

Проект «Сибирский тракт» в настоящее время реализуется в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Бурятия, а также в Красноярском и Забайкальском краях. Он включает две группы мероприятий: информационно-событийные и инвестиционные.

Первая группа мероприятий, направленных на формирование символического капитала проекта, представляет собой увязанные единым замыслом акции, в реализации которых задействованы местные артефакты, исторические события, образы, мифы и легенды. Инструментом управления такими акциями становится календарь событий, связанный с теми или иными историческими фигурами и знаменательными датами. Наиболее известной из этого ряда является акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». Мероприятия объединены общим брендом и создают привлекательный событийный фон, генерирующий устойчивый интерес к проекту.

Мероприятия второй группы формируют материальную среду, в которой данный проект реализуется: создание новых и реконструкция существующих объектов (музеев, памятников, природных комплексов); осуществление благоустройства; развитие туристической инфраструктуры (гостиниц, кемпингов, пунктов питания, центров досуга и развлечений и т.д.); развитие транспортно-логистической инфраструктуры и автосервисов; запуск туристических маршрутов; обустройство туристических зон. Эти мероприятия осуществляются совместно субъектами бизнеса и муниципальными образованиями с привлечением соответствующих финансовых институтов. Их результатом является улучшение среды и рост привлекательности территорий, охваченных проектом.

Проект рассчитан на формирование туристического потока, как за счет автомобилистов, следующих транзитом, так и за счет приезжающих целевым образом. Выделяются следующие группы (цифры даны в целом по проекту, локально по муниципальным образованиям они должны прорабатываться индивидуально):

­– поток местного населения в радиусе 30-150 км, мотивированных
потребностью сменить рутинную обстановку (маршрут выходного дня).
Удельный вес этого потока – 75-80%;

– устойчивый ежегодный внутри российский поток, связанный с
«раскруткой» удачных межрегиональных маршрутов, экскурсий и
мероприятий. Мотивация этой группы – посетить то, чего нет в их крае

(я видел это!), удельный вес потока – 15-22%, из них не мерее трети - те, кто сейчас едут по федеральной трассе транзитом мимо потенциальных объектов посещения;

– устойчивый ежегодный въездной поток из-за рубежа, связанный с посещением международных событий в рамках проекта и требующий создания специальной туристской инфраструктуры. Мотивация -удовлетворение ожиданий, соответствующих представлениям о России и Сибири, удельный вес – 3-5%.

В проекте «Сибирский тракт» каждый субъект Федерации, город или район находят свою тематическую нишу и развивают соответствующие ей интересные темы, делающие данное место уникальным. Проект поэтапно меняет к лучшему среду участвующих в нем муниципальных образований, насыщает их новыми бизнесами, и повышает их привлекательность.

Система управления проектом

В настоящее время проект опирается на две организационные структуры: межрегиональный общественный Координационный совет «Сибирский тракт» и Ассоциацию межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт».

Координационный совет создан по инициативе заинтересованных в теме субъектов и включает полномочных представителей тех организаций, которые готовы согласовывать свои действия, в частности, увязывать и поддерживать мероприятия проекта. В Координационный совет от разных регионов входят представители органов власти и управления (курирующих культуру, образование, экономику, транспорт, молодежную политику, физическую культуру и спорт), представители бизнеса, культурных, образовательных и научных учреждений, общественных организаций, предприниматели, туристическо-информационные центры. Деятельность

Координационного совета заключается в организации взаимодействия между субъектами на каждом уровне с целью привлечения в проект ресурсов.

Ассоциация межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт», учреждена в июле 2014 года, в настоящее время включает: Абатский район Тюменской области, Тюкалинский, Болыпереченский, Муромцевский, Любинский, Саргатский, Тарский и Калачинский районы Омской области, Усть-Тарский район и город Куйбышев Новосибирской области, а также Нерчинский район Забайкальского края. Основными инструментами управления в рамках Ассоциации являются инвестиционные проекты, реализуемые на территории входящих в нее муниципальных образований, а также общие инфраструктурные проекты.

Сформированы дирекция, информационный центр и научно-консультативный совет Ассоциации, принята дорожная карта проекта «Сибирский тракт». В сентябре 2014 года Ассоциация получила статус юридического лица. В ноябре 2014 года проект «Сибирский тракт» включен в План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2014 года N 2246-р, как межрегиональный проект с участием Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Мероприятия в рамках проекта направлены на поэтапное изменение ситуации на территориях, включенных в проект. Муниципальные образования, участвующие в проекте, уточняют свою тематическую нишу, связанную со спецификой места, делающую это место уникальным, но в то же время, включенным в такие глобальные темы, как: патриотическое воспитание; национальная безопасность; культурный интересный отдых; диверсификация хозяйства; развитие транспортно-логистической и иной инфраструктуры; активизация общественных инициатив и др. Характерная тематическая ниша для каждой территориальной зоны оформляется дизайнерскими приемами, органически вписанными в общий бренд проекта.

Направления взаимодействия с МА «Сибирское соглашение»

Организационное. Включение представителей профильных координационных советов МА «Сибирское соглашение» в оргструктуры ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» и их участие в реализации проектов по соответствующим направлениям. Оказание Исполкомом МАСС содействия во взаимодействии с органами управления туризмом сибирских территорий. Рассмотрение потенциала проекта на заседаниях профильных координационных советов МА «Сибирское соглашение» с участием представителей ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт». Оказание с Исполкомом МАСС содействия в привлечении бизнес структур к участию в проекте

Информационное. Использование информационных ресурсов Исполкома МА «Сибирское соглашение» для продвижения бренда проекта, конкретных проектов.

Методическое. Совместная подготовка ассоциацией межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» и Исполкомом МА «Сибирское соглашение» методических рекомендаций для муниципальных органов власти по использованию возможностей проекта в социально-экономическом развитии регионов. 

Дополнительные материалы: