Печать |
9 июля 2004 года в Красноярске прошло совместное заседание Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», на котором обсуждался Бюджет РФ на 2005 год, межбюджетные отношения, проблемы ЖКХ в СФО, а также вопросы связанные с работой учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сначала были поздравления
Заседание традиционно началось с поздравлений. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский приветствовал губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова и губернатора Читинской области Равиля Гениатулина с их избранием на высокие должности . При этом, Михаилу Евдокимову был вручен золотой знак члена Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Получил теплые поздравления и пожелания также губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, занявший пост Председателя Совета МАСС.
Как будем зимовать
Первым в повестке заседания значился вопрос «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2003-2004 гг. и задачах по подготовке к новому отопительному сезону».
Основной докладчик по этой теме, Валентин Шаталов, заместитель губернатора Новосибирской области, председатель координационного совета МАСС по жилищно-коммунальному хозяйству, дал удовлетворительную оценку минувшему отопительному сезону. В своем выступлении он отметил, что более высокая готовность регионов к зиме 2003-2004 гг. (в среднем по округу на 10% выше, чем в 2002 году) дала свои результаты. Количество аварий на этот раз было на 14% ниже, чем в отопительный сезон 2002-2003 года и, таким образом, коммунальные проблемы затронули в 2 раза меньше сибиряков, чем раньше.
По общей оценке участников совещания результаты отопительного сезона 2003-2004 года нельзя назвать положительной тенденцией. Скорее, это удачное стечение обстоятельств. С одной стороны, регионам Сибири накануне зимы федеральным центром была оказана существенная помощь. На подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства в прошлом году Правительством была предоставлена беспроцентная ссуда в размере 1,1 млрд. руб. Из них 130 млн. руб. - Кемеровской области, 110 млн. руб. -Новосибирской , 100 млн. руб. - Омской. В ряде регионов это позволило на 20-25% увеличить объемы ремонтных работ.
С другой стороны, на это обратил внимание губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, на более качественную подготовку к зиме повлиял рост поступлений в бюджеты субъектов федерации. В этом году, подобная ситуация, считают губернаторы, может не повториться.
Говоря о проблемах ЖКХ, губернаторы отмечали, что они, к сожалению, остались почти на том же уровне. Высокая степень изношенности основных фондов, недостаточно накопленные запасы топлива — по-прежнему примета нашего времени. По данным ТУ Госстроя России по состоянию на 6 октября 2003 года даже при более высоких темпах подготовки к отопительному периоду 2003-2004 года, только 14% муниципальных образований СФО были полностью готовы к зиме. Показатель выдачи паспортов готовности котельных, обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы, был очень низким - 42,1%. Ниже только в Дальневосточном федеральном округе — 28,7 %. Неудовлетворительные результаты паспортизации в Алтайском крае. Здесь только 10,4% объектов получили паспорта и акты готовности. В Красноярском крае — 10, 9%.
В отличие от предыдущих лет, в частности 2000-2001 гг., на Совете почти не обсуждался вопрос поставок топлива. Губернаторы больше говорили о стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства. Виктор Кресс, губернатор Томской области, в частности, поднял вопрос об инвестиционной привлекательности ЖКХ, о необходимости скорейшего принятия Государственной Думой закона «Об инвестиционных соглашениях», о рассмотрении возможности списания части коммунальных долгов.
Помимо традиционной просьбы , об оказании финансовой помощи при подготовке к очередному отопительному сезону, руководители сибирских территорий намерены обратиться с предложением к Федеральному агентству по энергетике, РАО «ЕЭС России», Федеральной службе по тарифам совместно с субъектами РФ, при участии некоммерческого партнерства администратора торговых систем, подготовить технико-экономическое обоснование формирования на территории Сибири Зонального энергетического рынка.
Участники совещания отметили специфичность энергосистемы Сибири, а также необходимость сохранения в СФО низких тарифов на тепловую и электрическую энергии, как главного аргумента привлечения инвесторов. Нынешняя стратегия реформирования энергетической системы, по мнению собравшихся, может привести к значительному росту тарифов.
Специфику развития сибирской энергосистемы губернаторы совестно с учеными, специалистами и участниками рынка электрической и тепловой энергии намерены ежегодно обсуждать на сибирском энергетическом конгрессе.
О бюджете и межбюджетных отношениях
С докладом «О проекте бюджета Российской Федерации на 2005 год: формирование межбюджетных отношений субъектов Федерации» выступил заместитель главы администрации Новосибирской области — начальник управления финансовой и налоговой политики, заместитель председателя координационного совета по экономической политике, финансам и инвестициям МАСС Сергей Аксененко.
Он ознакомил присутствующих с основными параметрами прогноза социально-экономического развития и основными характеристиками федерального бюджета на 2005 год и на период до 2007 года, которые подготовлены Правительством и представил предложения координационного совета, выработанные после обсуждения этого документа.
В дискуссии приняли участие председатель правительства Республики Тыва Шериг-оол Ооржак, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский , руководители других регионов. Они предложили внести изменения и дополнения в формирующийся бюджет, которые затрагивают интересы регионов.
В своем выступлении губернатор Томской области Виктор Кресс подчеркнул, что становится невыгодно добывать на своей территории нефть или газ, так как предполагается снижение доли регионов по налогу на добычу полезных ископаемых с 14, 4% до 5%, а этих денег не хватит даже на экологические затраты.
Практически все выступающие говорили о том, что в бюджете 2005 года расходные обязательства регионов не обеспечены источниками финансирования. Особую озабоченность вызывает перераспределение доходных полномочий в пользу федерального центра, что может привести к негативным социальным последствиям, так как уровень жизни населения Сибирских и Дальневосточных территорий на 20% ниже, чем в европейской части Российской Федерации.
В тоже время, Правительство РФ планирует со следующего года передать дополнительно на региональный уровень финансирование части платежей по денежной компенсации социальным льгот граждан, средних специальных учебных заведений и учреждений профтехобразования, медицинского страхования неработающего населения, организации летнего отдыха детей, ряде услуг ЖКХ.
Участники заседания были единодушны в том, что прежде чем увеличивать расходные обязательства регионов, необходимо предусмотреть их финансовое обеспечение и справедливое распределение доходных источников.
Важным документом совместного заседания Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», стало решение по проекту бюджета на 2005 год, принятое на основе предложений и замечаний субъектов Федерации — членов МАСС, которое будет представлено Правительству, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Защитить детей — сирот
Острым получилось на заседании обсуждение доклада заместителя Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Валентина Симученкова «О неотложных мерах по улучшению работы учреждений для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Тема доклада тесно переплеталась с предыдущей, потому что многие нерешенные вопросы, связанные с воспитанием и обучением обездоленных детей, упираются в финансирование.
Докладчик сообщил, что в Сибирском федеральном округе 40 тысяч ребятишек, оставшихся без попечения родителей, проживают в 600 интернатах, детских домах, и специальных учреждениях. Нередко их права нарушаются. Это выражается в заниженном выделении финансовых средств на питание, одежду, обеспечение нормальных условий проживания. Докладчик привел такой пример. В Черемхове и Черемховском районе Иркутской области в 2003 году требовалось на содержание детей 60 млн. рублей. Бюджетом было выделено только 38 млн. При этом, при расчете местные власти сразу выделяли на питание 40 рублей в месяц, когда требуется 61. В отдельных районах Читинской области на питание ребенка вообще выделяется в день по 10-15 рублей. Нередки случаи подбора случайных педагогических кадров, что приводит к ненормальному психологическому климату в отдельных детских учреждениях. По словам заместителя Генерального прокурора, в минувшем году на 20 бывших воспитателей и преподавателей заведены уголовные дела.
Серьезные критические замечания были высказаны со стороны докладчика в адрес Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской , Омской областей. Было отмечено также, что в республиках Алтай и Тыва до сих пор нет программ, направленных на социальную защиту детей -сирот.
В своих выступлениях председатель правительства республики Алтай Михаил Лапшин, губернаторы Новосибирской, Омской и Томской областей Виктор Толоконский, Леонид Полежаев и Виктор Кресс детально остановились на проблемах, связанных с работой учреждений , в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей. Ими были затронуты такие аспекты, как финансирование, развитие семейных детских домов, трудовое воспитание подростков, законодательное подкрепление региональных целевых программ, распространение позитивного опыта на другие регионы.
Конструктивными в этом отношении показались участникам заседания те наработки , которые сделаны в Томской области. Здесь считают, что сами по себе такие учреждения, как детские дома и интернаты изжили себя и в области отказываются от их строительства, развивая форму семейных детских домов. Интересным выглядело и предложение перевести детские дома и другие специальные заведения подобного рода из подотделов народного образования в систему социальной защиты населения.
Подводя итоги дискуссии по этому вопросу, полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский констатировал, что острота поднятой темы заставила взглянуть глубже на проблемы общей беспризорности и активно включиться территориям в региональные программы «Дети-сироты».
Кроме того, на заседании были рассмотрены организационные вопросы МАСС. Заместителем Председателя Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» утвержден губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, председателями координационных советов МАСС назначены - по экономической политике, финансам и инвестициям - губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, по поддержке предпринимательства в Сибири - заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская. Создан новый координационный совет МАСС по местному самоуправлению, который возглавил председатель Новосибирского областного Совета депутатов Виктор Леонов.
Информационный центр
Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»
ССЫЛКА НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МАСС ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Телефоны: (383-2)23-32-57, 23-97-34, 27-18-87
Факс: 23-77-38
E-mail: wis@sibacc.ru
Web-site: http://www.sibacc.ru/