Печать |
Проект, реализуемый Исполнительным комитетом Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» при сотрудничестве с ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным медицинским университетом Минздрава России, планируется запустить во всех регионах, входящих в Ассоциацию, с 2024 года.
Руководитель департамента по развитию социального сектора Исполнительного комитета МАСС, д.м.н., профессор Елена Потеряева напомнила о цели проекта и основных этапах его реализации.
Одна из основных целей проекта «Сибирская школа – территория здоровья» – снижение рисков возникновения заболеваний (в том числе связанных с нездоровым питанием) у детей и подростков. Мероприятия проекта предусматривают проверку состояния здоровья ребят, определение факторов риска, внедрение электронного паспорта здоровья каждого школьника. Проект предполагает в течение четырех лет на территории субъектов СФО проведение мониторинга факторов риска здоровью школьников и проведение профилактики.
Межрегиональный проект МАСС «Сибирская школа – территория здоровья» предусматривает 3 этапа реализации. Первый этап (с 1 января 2022 г. по 25 декабря 2023 г.) предполагал отработку пилотной модели проекта на территории субъектов Российской Федерации, входящих в МАСС (Новосибирская, Иркутская области, Республика Тыва, Республика Хакасия).
В рамках второго этапа (с 1 января 2024 г. по 15 июня 2024 г.) планируется начать реализацию проекта на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». На третьем этапе (с 15 июня 2024 г. по 25 декабря 2025 г.) будут подведены итоги.
О промежуточных итогах МП МАСС «Сибирская школа – территория здоровья» рассказала на заседании проектного офиса директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, д.м.н., профессор Ирина Новикова.
По ее словам, в пилотных образовательных учреждениях в рамках проекта внедрены основные модули-блоки, которые обеспечивают непрерывный мониторинг за условиями среды обучения, питания и здоровья школьников при помощи современных инженерно-технических продуктов и цифровых возможностей.
К программному решению по модулю «Мониторинг питания и здоровья» подключено более 10 тысяч пользователей и свыше 3,5 тысячи организаций в регионах Большой Сибири, в том числе 1510 учреждений Новосибирской области. На этом этапе реализации проекта разработаны инновационные блюда дополнительного питания, блюда основного питания, отработаны алгоритмы дополнительного обогащения рациона питания биологически активными веществами с учетом региональной эндемики.
Разработаны такие продукты, как «Электронный паспорт здоровья школьника», портфель мероприятий по снижению обусловленных школой факторов риска заболеваний, программа цифрового контроля факторов риска здоровья школьников.
Кроме того, в рамках внедрения инженерно-технического модуля подготовлена и направлена на регистрацию авторская программа «Автоматизированная система непрерывного мониторинга за показателями содержания углекислого газа, температуры и относительной влажности воздуха в помещениях». Она предназначена для обеспечения бесконтактного непрерывного мониторинга за фактическими параметрами мониторинга.
Модуль «Мониторинг и скрининг факторов риска и контингентов риска» включает несколько блоков: «Оценка коллективных и индивидуальных рисков нарушений осанки и зрения у обучающихся общеобразовательных организаций», «Оценка индивидуального и коллективного уровней тревожности и агрессии у обучающихся общеобразовательных организаций». Программные решения позволяют оцифровывать индивидуальные и коллективные риски и подбирать наиболее эффективные меры коллективной и индивидуальной профилактики с учетом выявленных факторов риска.
Апробированные модули готовы к масштабированию и широкому использованию в практике, отметила Ирина Новикова: «Разработанные в ходе реализации проекта методики мониторинга, оценки риска и калькуляторы, автоматизирующие расчетные процедуры позволят каждой общеобразовательной организации осуществлять эффективный подбор наиболее актуальных для реализации мер профилактики коллективных и индивидуальных рисков здоровью».
Особенно Ирина Новикова подчеркнула, что «о возможности широкого тиражирования полученного положительного опыта в реализации здоровьесбережения детей говорит простота использования на практике предлагаемых форм мониторинга, оценки рисков и подбора мер профилактики».
Елена Потеряева высоко оценила результаты реализации первого этапа проекта и выразила уверенность, что он будет интересен образовательным учреждениям не только Сибирского федерального округа, но и всей России.
Результаты первого этапа будут утверждены на ближайшем заседании Координационного совета МАСС по здравоохранению, а затем – на Совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
/ВИДЕО Сибирская школа-территория здоровья.mp4