![]() |
Печать |
«Морские вести России»/ Лента новостей/ Реализовать потенциал сибирских рек позволит развитие ТЛЦ на юге СФО - эксперт/ Вторник, 10.12.2024/ Корреспондент «Морских вестей России»/ https://morvesti.ru/news/1679/113028/
Реализовать потенциал сибирских рек позволит развитие ТЛЦ на юге СФО - эксперт
10.12.2024
Лента новостей
Фото: ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»
Сегодня южные регионы Сибирского федерального округа (СФО) с развитыми промышленностью и сельским хозяйством в основном реализуют свой экспортный потенциал посредством использования железнодорожного транспорта. Севморпуть используется для обеспечения деятельности нефтегазовой промышленности в низовьях Оби и Енисея.
При этом внутренние водные пути связывают южные районы с регионами Крайнего Севера, Заполярьем и Северным морским путем. Речной транспорт может быть органично включен в опорную транспортную сеть Сибири и решить проблему дефицита пропускной способности Восточного полигона, особенно в летний период.
Целенаправленное формирование цепей поставок, ориентированных на создание региональных транспортных коридоров «Реки Сибири – Северный морской путь», позволит обеспечить доступ продукции даже удаленных от водных путей предприятий на международный рынок. Об этом в ходе заседания Координационного совета по транспорту Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) сообщил заведующий кафедрой «Управление транспортным процессом СГУВТ» Сергей Масленников, передает корреспондент «Морских вестей России».
По словам эксперта, для этого необходимо провести исследования перспектив развития транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в южном промышленном поясе Сибири, имея в виду опорные узлы: Омск (Казахстан – Обь-Иртышский бассейн); Новосибирск (Ташара); Красноярск – Лесосибирск; Иркутск (Братск, Осетрово, Байкал).
«Судоходные компании Енисея: ОАО «Енисейское речное пароходство», ООО «Транзит СВ» и Оби: ОАО «Томская судоходная компания», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» сегодня объединяют ресурсы для ускоренного ввода первоочередных проектов, связанных с выходом на СМП. Это позволяет говорить о формировании Объ-Енисейской воднотранспортной системы. Существующие мощности воднотранспортной системы имеют резервы и могут быть мобилизованы для увеличения перевозок в кратчайшие сроки», - отметил Сергей Масленников.
Говоря о проектах ТЛЦ, он отметил, что экспериментальные рейсы по включению порта Лесосибирск в маршрутную схему экспортных перевозок уже показали свою технологическую жизнеспособность по транспортировке угля и лесоматериалов. При этом были «найдены проблемные узловые точки, которые потребуют решения при увеличении грузопотока».
В свою очередь, развитие транспортно-логистических центров в ряде регионов потребует передислокации речных портов из городской застройки и создания новых. По словам эксперта, это является объективной необходимостью и позволит:
- решить проблемы поддержания глубин;
- доставлять продукцию южных регионов на развивающиеся рынки Крайнего Севера;
- обеспечить концентрацию грузопотоков с предприятий соседних регионов;
- создать современную складскую инфраструктуру, имеющую потенциал для долгосрочного развития.
При ликвидации же портов в черте городов возможно будет вовлечь в оборот земли портов и подъездных железнодорожных путей; снизить транспортную нагрузку на населенную пункты; сократить вредное влияние на экологическую обстановку.
К примеру, из-за расположения Новосибирского речного порта в центральной части города, его развитие становится невозможным из-за непреодолимых инфраструктурных проблем: низкие глубины, небольшая площадь.
«Это было понятно транспортникам еще более 40 лет назад и было принято принципиальное решение о строительстве порта Ташара в Мошковском районе. (…) был построен причал, сооружены портальные краны, проложена железнодорожная ветка от станции Мошково протяженностью около 32 км, связывающая объект с железной дорогой из Кузбасса», - отметил Сергей Масленников.
Однако после 90-х годов от порта почти ничего не осталось, а железная дорога была демонтирована.
«Необходимость существования воднотранспортного узла в Новосибирской области, включенного в логистические связи между предприятиями Сибири, а также обеспечение связанности предприятий промышленно развитого юга Сибири с районами Крайнего Севера и Арктики исторически является объективной необходимостью», - подчеркнул представитель СГУВТ.
Эксперт также отметил важность исследований перспективной экспортной грузовой базы Сибири, ориентированной на Северный морской путь, включая: уголь Кузбасса и Новосибирской области; лесные грузы; зерно и продукты агпромышленного комплекса; продукцию тяжелой промышленности. Отдельного внимания заслуживает оценка перспектив контейнерных перевозок товаров местных предприятий и переключение транзитных перевозок с железной дороги.
По итогам заседания Координационного совета по транспорту Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» принято решение
рекомендовать региональным органам исполнительной власти в области экономики и транспорта:
- подготовить предложения по формированию грузовой базы, включая экспортные перевозки, релевантной перевозкам внутренним водным транспортом;
- предусмотреть финансирование исследований в части изучения перспектив развития транспортно-логистических центров в южном промышленном поясе Сибири, имея в виду опорные узлы: Омск (Казахстан – Обь-Иртышский бассейн); Новосибирск (Ташара); Красноярск – Лесосибирск; Иркутск (Осетрово, Байкал);
- ориентировать научно-исследовательские и проектные организации на отработку транспортно-логистических технологий взаимодействия с водным транспортом.
Корреспондент «Морских вестей России»