• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ТРИ КОПЕЙКИ ЗА РАБОТУ

30 ноября 2012

Российские лесные ВЕСТИ

3959_510x320.jpg

Сибирь отчиталась за «горячий» сезон

В следующем году регионы, «экономящие» собственные силы в борьбе с огненной стихией, могут остаться без помощи федерального резерва. Такую позицию озвучило руководство Рослесхоза на совещании в Новосибирске, где подводились итоги работы регионов Сибирского федерального округа в 2012 году.

28 ноября в Новосибирске состоялось совместное совещание Федерального агентства лесного хозяйства и аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. Обсуждалась эффективность исполнения субъектами округа переданных полномочий в области лесных отношений. Участники встречи подвели итоги этого года и обозначили задачи на следующий. На заседании также присутствовали заместители глав сибирских регионов, руководители окружных органов исполнительной власти в области лесных отношений, представители Генеральной прокуратуры РФ в СФО, ГУ МВД России по СФО, Сибирского регионального центра МЧС России, ФБУ «Авиалесоохрана», филиалов ФГУП «Рослесинфорг», ФГУ «Рослесресурс», ФБУ «Рослесозащита», МА «Сибирское соглашение» и лесозаготовительных предприятий.

Одной из ключевых тем встречи стал сложный пожароопасный сезон на территории Сибири. Руководитель Рослесхоза Виктор Масляков заявил, что в 2013 году отношение к подготовке сводных планов тушения лесных пожаров станет более жестким. По его словам, отныне помощь федерального резерва в борьбе со стихией будут получать только те регионы, которые для борьбы с пожарами развернули не менее 60% собственных сил и средств.

«Мы увидели довольно слабую работу по сводным планам тушения пожаров», – сказал глава ведомства, назвав неприемлемой практику, когда «регион разворачивает силы только на 15% от плана и при этом просит поддержку федерального резерва».

Кроме того, добавил глава Рослесхоза, в перечень сил и средств зачастую включались ресурсы МЧС, которые должны учитываться только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Виктор Масляков также отметил, что очень многое зависит от руководителей на местах, к некоторым из них существуют претензии по организации тушения возгораний.

«Качество исполнения полномочий у каждого региона свое, но наш рейтинг управления лесами реально отражает картину по ситуации с пожарами», – подчеркнул глава ведомства.

Согласно данным Рослесхоза, максимального показателя привлечения сил и средств к ликвидации природных возгораний среди субъектов Сибири добился Красноярский край – 45% от сводного плана. В Томской области эта цифра не превысила 13%.

«Ситуация оставалась управляемой только за счет того, что долго и продолжительно работал федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы. Понятно, что мы победили ситуацию, но все мы должны сделать очень четкие выводы из собственных организационных ошибок, которые носили системный характер, – заявил заместитель главы ведомства Андрей Жилин. – Необходимо понимать, что в сводные планы нельзя вносить «мертвые души» и несуществующую технику. Мы должны выйти на новый уровень подготовки к пожароопасному сезону».

В этом году в Сибирском федеральном округе произошло более 8,6 тысячи пожаров, огнем было пройдено свыше одного миллиона гектаров. По сравнению с прошлым годом количество зафиксированных очагов уменьшилось на 1,2%, в то время как их площадь выросла на 60%. Так, в 2011 году в Сибири было зарегистрировано 8,7 тысячи лесных пожаров, огнем пройдено 650 тысяч га. Большая часть – около 90% – выгоревших участков тайги пришлась на пять регионов округа: Томскую область, Забайкальский и Красноярский края, республики Тыва и Бурятия.

Режимы чрезвычайной ситуации вводились в семи субъектах СФО. Как отметил Андрей Жилин, в Томской области режим ЧС был объявлен позже, чем следовало.

«Коллеги, мы с вами прекрасно видели, как развивалась эта ситуация, и здесь полумерами обходиться было нельзя», – подчеркнул заместитель главы Рослесхоза.

Еще одной важной проблемой отрасли, по словам Виктора Маслякова, по-прежнему остается нелегальная заготовка древесины.

«В 2013 году мы усилим контроль над незаконными рубками, будем вести мониторинг по каждому региону с соответствующим реагированием Генеральной прокуратуры, – предупредил руководитель Рослесхоза. – Принцип очень простой: если есть факт нелегальной рубки и при этом лесничий не оформил необходимые документы, значит, специалист сам несет за нее ответственность. Если правоохранительные органы не могут найти виновного, значит, не срабатывает система по контролю, и мы должны корректировать законодательство. Но, в первую очередь, должна появиться ответственность за лес, и мы ее конкретизируем. В 2013 году это будет одним из наших главных приоритетов. Мы переходим к новому этапу управления лесами. Необходимо нести ответственность за каждое действие».

Согласно статистике, в 2012 году количество случаев нелегальных заготовок древесины в Сибири выросло на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. По состоянию на октябрь, в округе зафиксировано 5847 фактов «черной» рубки, общая сумма ущерба от которых составила порядка 1,5 млрд. рублей. При этом число выявленных виновников подобных преступлений за год сократилось на 5,6%. К ответственности привлекается менее четверти нарушителей.

Особое внимание Виктор Масляков уделил вопросу оплаты труда специалистов отрасли. Так, в Забайкальском крае работники органов исполнительной власти получают в среднем 36,5 тысячи рублей, зарплата лесничих же в три раза меньше и не превышает 13 тысяч рублей. Подобную ситуацию глава ведомства назвал недопустимой.

«У вас люди работают за три копейки, – обратился он к вице-премьеру региона Евгению Вишнякову, – рядовой лесник получает 6 тысяч рублей. Вы с кем работать собираетесь?»
По мнению руководителя Рослесхоза, пока ситуация не изменится, невозможно будет решить имеющиеся в лесном хозяйстве региона проблемы.

В перечень тем, которые обсуждались на совещании, также вошли вопросы развития школьных лесничеств, ведения лесного реестра, внедрения региональных программ развития лесного хозяйства, привлечения средствами массовой информации внимания к проблемам лесного хозяйства и другие задачи.

Подводя итог совещания, Виктор Масляков отметил активное участие вице-губернаторов регионов Сибири в решении проблем отрасли.

«Я хочу сказать вам отдельное спасибо за такое внимательное отношение и понимание. Мы чувствуем, когда вы подключаетесь, и сразу видим результаты, потому что информация доходит до губернатора, и все вопросы сразу решаются».

Ольга ЧЕМОДАНОВА

Российские лесные вести