• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ПЕРЕДОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

22 ноября 2013

20047_0.jpgIV съезд работников образования Сибири прошел в Иркутске в соответствии с решением совместного заседания Совета при полномочном представителе президента РФ в СФО и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В состав делегаций вошли руководители органов исполнительной власти в сфере образования, профсоюзных организаций, депутаты региональных органов законодательной власти, педагогические работники, а также представители высшей школы.

– Это важно, что мы донесем до федерации свои предложения по совершенствованию нормативной базы, тем более ориентир уже есть – вступивший в силу федеральный закон «Об образовании», и получим очень увязанную систему народного образования. Подчеркиваю, народного, потому что сегодня это крайне важный стратегический ресурс, который позволяет государству обеспечить свою национальную безопасность, – обратилась к участникам форума председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина. – Передовые педагогические практики и приемы, которыми обладаете вы, поднимут образование на новый качественный и востребованный уровень, позволив тем самым каждому сибирскому региону в отдельности и нашей стране в целом стать сильными и процветающими.

По мнению заместителя председателя комитета по образованию Государственной думы РФ Ирины Мануйловой, совершенствование российского образования зависит от активной позиции, которую будут занимать специалисты в регионах. Недавний закон «Об образовании» – не догма, а документ, который направлен на сохранение отечественных традиций, сформированных лучшими российскими педагогами, подчеркнула она.

Базовые доклады пленарного заседания касались самых разных тем: от материально-технического состояния школ и текущего положения дел в профессиональном образовании до современных требований к педагогам и физического и интеллектуального здоровья школьников.

Одноклассников должно быть много

Сегодня в сферу образования направлены колоссальные материальные ресурсы. Причем согласно новому ФЗ «Об образовании», теперь к ней помимо традиционных школ относятся детские сады и учебные заведения профобразования. По данным министра образования и науки Республики Хакасия Галины Салата, в среднем доля средств на образование в бюджетах сибирских регионов составляет 27,6%. Иркутская область занимает ведущую позицию. У нас направляется 30,6% консолидированного бюджета. Однако к 2015 году в связи с демографическим всплеском количество школьников в Сибири увеличится на 12,5 тыс. человек. Где взять средства на обучение ребятишек через несколько лет, задался вопросом председатель комитета по труду и социальной политике Законодательной думы Томской области Леонид Глок. И представил свои выводы коллегам. В Томской области к 2020 году количество школьников увеличится на 12–13 тыс. В этом году из областного бюджета на образование направляется 13 млрд рублей. К 2020 году расходы вырастут до 35 млрд рублей.

– Необходимо пересматривать государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно ему, в каждом классе может учиться не более 25 учеников. А вспомним добрые советские времена, когда в одном классе учились по 40–50 человек, иногда и в три смены. Похоже, придется к этому вернуться, – предполагает Леонид Глок.

На обочине технологического мира

Достаточно сумрачно сегодня выглядит ситуация в профобразовании, готовящем квалифицированную рабочую силу. Сегодня на территории СФО реализуется 137 инвестиционных проектов. В этой связи каждый год будет необходимо до 90 тыс. новых работников.

– Только 24 тыс. из них должны быть с высшим образованием. Остальные – это рабочие и служащие среднего звена, то есть выпускники профессиональных училищ и техникумов. Но в Сибири студентов вузов в два раза больше, чем учащихся профучилищ. Каждый родитель мечтает об одном – дать ребенку высшее образование, но что он потом будет делать с дипломом, большой вопрос, – отметила заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Никитина.

Немаловажная проблема – колоссальный разрыв между знаниями, полученными во время обучения, и тем, что необходимо работодателю. Зачастую обучают на том, что уже давно надо списать в утиль. И при этом новый сотрудник очень редко может сразу начать полноценно работать.

– У нас на адаптацию молодого сотрудника в среднем отводится три года. А международные требования составляют не более полугода, иначе компания попросту не выдержит конкуренции на рынке.

Председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Владимир Иванков привел еще более печальную статистику. К 2030 году мир перейдет на шестой технологический уклад, что подразумевает развитие робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей и интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Сегодня, например, США 10% валового продукта выпускает по этим технологиям, остальное производство относится к пятому поколению. Россия 1% ВВП производит по технологиям шестого технологического уклада, 10% по пятому, а остальное по четвертому и даже третьему укладу. Другими словами, в основе нашей экономики технологии 1960–1970-х годов. При этом 1% по технологиям шестого уклада дает именно Сибирь за счет развития передовых технологий в сырьевом секторе. И в дальнейшем именно на предприятиях Сибири должен произойти технологический скачок.

Генетическая усталость современных детей

С отдельным докладом на пленарном заседании съезда выступил заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург. Он автор и разработчик адаптивной модели школы, больше известной как «школа Ямбурга». В ее основе – идея интегрированного обучения здоровых детей и детей с отклонениями в развитии.

– Я ни в коем случае не призываю к тому, чтобы эта модель обязательно стала общепринятой. Для этого необходимы педагоги, имеющие специальную подготовку. Но факт остается фактом: детей, которым необходимы новые методики обучения, с каждым годом становится все больше.

По словам Евгения Ямбурга, сегодняшние дети испытывают генетическую усталость. Многие страны перешагнули этап естественного отбора. Все большее число детей испытывают проблемы со здоровьем. Педагогика должна разрабатывать такие обучающие направления, которые считаются с данным фактором.

Областная газета