Печать |
Эти темы были главными для обсуждения на состоявшемся в Новосибирске заседании «большого» Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»
Согласно повестке заседания Исполнительный комитет МАСС представил участникам Совета на обсуждение и утверждение сразу два значимых для всех сибирских регионов проектных предложения.
Первое из них касалось Межрегиональной программы МАСС «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири (2019-2025 годы)».
В июне 2019 года Исполнительному комитету МА «Сибирское соглашение» членами Совета МАСС было дано поручение подготовить и представить на утверждение проектное предложение по разработке и реализации Межрегиональной программы, направленной на комплексное развитие и усиление социально-экономической роли туризма в сибирских регионах за счет создания условий для формирования и продвижения качественного, конкурентноспособного туристского продукта.
Очевидно, что туристская отрасль способна оказывать позитивное влияние на социально-экономическое развитие регионов, создавая мультипликативный эффект для экономики регионов за счет формирования валовой добавленной стоимости в различных видах экономической деятельности (транспорт, торговля, сфера услуг, строительство и другие отрасли).
Развитие туризма также напрямую связано с повышением инвестиционной привлекательности регионов Сибири и, как следствие – привлечением федеральных и внебюджетных средств во все сферы их экономики. При этом достигается решение ещё одной важнейшей задачи – обеспечения занятости населения, в том числе, заметного повышения на местах уровня развития малого и среднего бизнеса.
По данным международного Комитета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по туризму, в России туристская отрасль формирует 3,8 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых.
Примечательно, что создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях (53 смежные отрасли). Этот показатель приведен в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2019–2025 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 872-р.
Разработка концепции Межрегиональной программы осуществлялась при участии и активном содействии ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», туристских организаций, входящих в состав «Новосибирской ассоциации туристских организаций» и других организаций, заинтересованных в разработке и реализации программы.
Как было подчеркнуто на заседании Совета МАСС, предложенная Межрегиональная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири (2019-2025 годы)» включает мероприятия по координации деятельности и консолидации усилий всех уровней государственного управления по достижению целей и задач комплексного развития внутреннего и въездного туризма в регионах Сибири.
Это направление было предложено реализовать путем организации временной проектной команды (проектного офиса) на базе Исполнительного комитета МАСС с участием представителей субъектов РФ-членов МАСС.
Остается добавить, что профильный Экспертно-консультационный совет ассоциации, который будет курировать реализацию программы, согласился возглавить Глава Республики Алтай Олег Хорохордин.
«Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров» должно стать еще одной Межрегиональной программой МА «Сибирское соглашение». Утверждение проектного предложения по разработке и реализации программы также было вынесено на рассмотрение «большого» Совета МАСС.
По мнению авторитетного эксперта – ректора Сибирского государственного университета путей сообщения Алексея Манакова, приглашенного выступить с сообщением по этому вопросу – актуальность предложенного проекта вытекает из результатов внешнеторговой деятельности регионов Сибири за период 2013-2018 годов.
Анализ динамики внешнеторгового оборота сибирского макрорегиона за прошедшие шесть лет, иллюстрирует, что показатели экспорта и импорта в общей структуре товарооборота находятся в соотношении 70% к 30%. Объем экспорта из Сибири имеет достаточно ровную динамику.
При этом, анализ долевого вклада Сибири в общем объеме экспорта из России также показывает, что имея существенно большие возможности по экспорту за счет наличия протяженной границы с соседними государствами, Сибирь в общероссийском масштабе, тем не менее, имеет долю всего в 8,8%.
Как было заявлено на заседании Совета МАСС, это в первую очередь говорит о нереализованности трансграничного транзитного потенциала Сибири. Низкая пропускная способность транспортных коридоров не позволяет нарастить физические объемы поставок. Преобладание многотоннажной низкомаржинальной продукции, не позволяет увеличить объемы экспорта в денежном выражении.
Таким образом, для обеспечения роста объемов товарного экспорта требуется развитие пропускной способности имеющихся или строительство новых трансграничных транспортных коридоров и экспортно-ориентированной инфраструктуры при одновременном увеличении производства продукции для целей несырьевого экспорта.
В ходе обсуждения Межрегиональной программы МАСС «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», был определен ключевой набор задач, обеспечивающих достижение поставленной цели:
- определение перспективных рынков сбыта и вывод на них товаров для несырьевого экспорта;
- расширение номенклатуры и рост объема выпуска товаров для несырьевого экспорта;
- развитие существующих и создание новых безбарьерных экспортно-ориентированных трансграничных коридоров.
По замыслу разработчиков проекта – приглашенных экспертов и специалистов Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», сам проект предполагается реализовать в три этапа.
По окончании первого этапа планируется подготовить проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Комплексного инвестиционного проекта «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров» и план мероприятий к нему. Кроме того, по результатам будет построена прогнозная схема экспортных грузоперевозок, обеспечивающая для каждого региона МАСС – участника проекта оптимальный способ доставки продукции на экспорт.
Куратором Межрегиональной программы МАСС «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров» станет Экспертно- консультационный совет МА «Сибирское соглашение» по приграничному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям, который возглавляет Губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Оба проектных предложения были приняты Советом ассоциации к реализации.
Также Совет ассоциации подтвердил решение о совместном участии сибирских регионов в международном экономическом форуме «Сочи – 2020», и одобрил ход предварительной подготовки к форуму, которую уже ведет Исполнительный комитет МАСС.
Напомним, что сибирские регионы будут участвовать в форуме в рамках единой экспозиции и общесибирского стенда. Форум состоится в Сочи в феврале 2020 года.
В ходе заседания Знак члена Совета МАСС получил избранный в сентябре нынешнего года Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин. Затем Глава Совета МА «Сибирское соглашение» Шолбан Кара-оол вручил Знак члена Совета Валентину Коновалову – Главе Республики Хакасия, Председателю Правительства Республики Хакасия. Еще один Знак был вручен Председателю Исполнительного комитета МАСС Геннадию Гусельникову, по Уставу ассоциации, также являющемуся членом Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Также в ходе заседания «большого» Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» обсуждался ряд текущих вопросов деятельности МАСС и задачи, стоящие на ближайшие месяцы перед Исполнительным комитетом ассоциации.
Завершившее свою работу в Новосибирске 85-е заседание Совета МА ««Сибирское соглашение» проходило в рамках Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 337 от 24 марта 2005 года.