• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


СИБИРСКИЙ ЗЕРНОВОЙ "ОПЕК": ПУТЬ К ПРЯМОМУ ЭКСПОРТУ

13 августа 2019

Что даст аграриям создание СЗК? Каковы его возможности? На эти и другие вопросы отвечает председатель Исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников.


— Геннадий Геннадьевич, создание консорциума стало логическим завершением — выполнением решения рабочей группы, работавшей под эгидой ИК МАСС над вопросами развития зернового рынка Сибири?


— Сама постановка задачи создания своего рода сибирского зернового «ОПЕК» под эгидой Исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» принята Полномочным представителем Президента РФ в СФО. И вот сейчас консорциум создан, сформированы органы его управления. СЗК возглавил генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации Александр Тепляков, а Наблюдательный совет — губернатор Омской области Александр Бурков.


— Какие задачи будет решать СЗК?


— Консорциум создан для того, чтобы решить несколько важных задач. Одна из них — повышение экономической эффективности сельскохозяйственной деятельности в сфере производства зерновых. На рабочей группе были определены четыре главных направления достижения этой цели. Это повышение урожайности, возможность переработки урожая, продажи излишков, остающихся после внутреннего потребления, и вывоза их к местам продажи. Иными словами, нам нужно найти рынки сбыта вывозимой на экспорт продукции. Обеспечить возможности ее доставки до пограничных точек Юго-Восточного рынка или других российских портов.
ггчс2.jpg
— Каков диапазон действий «Сибирского зернового консорциума», чем он может помочь аграриям?


— От имени сибирских аграриев консорциум может вести переговоры с крупными импортерами зерна и находить прямые коридоры для его сбыта. Может формировать крупные партии по отгрузке зерна, что даст дополнительный экономический эффект. Это поможет упростить также работу над реализацией требований заказчика по качеству, фитосанитарным требованиям. Уже сегодня консорциум способен вести переговоры по комплексному обеспечению логистическими инструментами в Сибири. Найдены компании, которые могут предоставить консорциуму услуги по предоставлению подвижного состава для вывоза зерна, для организации контейнерных перевозок.


О чем говорили участники совещания? В первую очередь — о необходимости обоснованных ориентиров на перспективу, что и в каком количестве нужно сеять, чтобы избежать перепроизводства на зерновом рынке. Второй важный момент: необходимо коллективно бороться за справедливое распределение федеральных средств на субсидирование урожая. Южная зона с более комфортными погодными условиями получает субсидии в полтора раза выше, чем сибирская, расположенная в зоне рискованного земледелия. В третьих, нужно использовать возможности масштабирования при заказе услуг, материальном обеспечении весенне-полевых работ. Это заказы на ГСМ, удобрения, средства защиты растений. При более объемном заказе они обойдутся аграриям дешевле. В целях повышения урожайности сибирских полей нужно работать над получением качественного семенного материала, желательно высшего класса. Решение этих задач направлено на повышение эффективности в сфере производства зерна. То есть это те точки роста, те «локомотивы», которые способны вывести зернопроизводство на более высокий уровень рентабельности.


Чтобы сформировать оптимальную логистическую структуру, консорциум уже сегодня должен иметь понимание, куда, в каких направлениях и сколько нужно будет вывезти зерна, какие хранилища, элеваторные мощности использовать, что нужно сделать для того, чтобы снизить тарифы, себестоимость перевозок. Вот такие задачи консорциум может решить и тем самым помочь аграриям в реализации продукции. Большую помощь он может оказать не только крупным, но и малым, средним хозяйствам, фермерам. Я помню, как на заседании рабочей группы один из фермеров остро поднимал проблему сбыта продукции и говорил: «Купите у меня урожай по договорной цене, а куда он пойдет — на экспорт или на внутреннее потребление, меня не должно волновать»!


— Для наших фермеров, возможно, гораздо интереснее экспорта развитие внутренней переработки зерна, создание продукта с более высокой добавочной стоимостью, дающего ощутимый экономический эффект.


— Одна из задач консорциума — способствовать развитию внутренней переработки зерна. Мы посчитали, что 18 миллионов тонн — это тот объем, который обеспечит сельскому хозяйству рентабельную работу. И нам нужно добиться, чтобы внутреннее потребление соответствовало этой цифре. А все, что будет произведено свыше, может быть продано, в том числе, на экспорт. Консорциум и должен стать инструментом формирования внутреннего потребления и содействия реализации излишков. Под эти задачи должно развиваться и элеваторное хозяйство. Консорциум будет защищать производителей, переработчиков и хранителей зерна, лоббировать их интересы по всему кругу вопросов.


— В разных регионах Сибири по-разному относятся к созданию глубокой переработки зерна. Где-то реализуются инвестиционные проекты, а где-то — тормозятся. В чем здесь дело?
ггчс3.jpg   ггчс1.jpg

Дело, на мой взгляд, в разных взглядах на использование зерновых: как на продукцию для продажи или как на сырье для производства продукции с большей добавочной стоимостью. К примеру, алтайцы говорят о планомерных сокращениях объемов вывоза зерна за рубеж. Алтай ставит перед собой задачу увеличения его внутренней переработки и развития экспорта уже продукции переработки. Консорциум может работать в этом плане с крупными потребителями зерна — со строящимся заводом на Алтае, в Красноярске, с группой компаний в Омске по производству эпоксидных смол.


Я считаю, что наиболее перспективный рынок использования зерна — не зарубежный, а внутренний. Да, Алтай строит, реализует перспективный проект по глубокой переработке зерна в крахмал. В Новосибирской области переработки, кроме как в муку, нет. Но в регионе нет и переизбытка зерна. Переизбыток зерна, а отсюда и сложности с его реализацией возникли в 2018 году. В Новосибирской области не так много хозяйств, имеющих высокую урожайность — ЗАО племзавод «Ирмень», ООО «Соколово» и ряд других. А в целом средняя урожайность по региону 18—19 центнеров с гектара. Одна из задач, которую ставит губернатор Омской области Александр Бурков, — создавать современную кормовую базу для производства молока. Думаю, что тема производства комбикормов для развития животноводства актуальна и для Новосибирской области. Производить не «дробленку», а биокорма — перспективная задача, позволяющая вывести животноводство на новый уровень. Ученые считают, что сибиряки недопивают молока. Чтобы обеспечить его потребление по медицинским нормам, необходимо надаивать от коровы 9000 кг молока. У нас этот показатель пока значительно ниже. Значит, нужны программы по развитию кормопроизводства. И для Новосибирской области в этом направлении есть поле деятельности. Это может быть следующим шагом — на базе стабилизации зернового рынка превращать избытки зерна в мясо и молоко, обеспечивая продовольственную безопасность. Поэтому мы и говорим о развитии иных направлений внутренней переработки. Произвести эпоксидную смолу и тонну мяса — это сложная технологическая задача, отличающаяся характером технологий. Но и там, и там нужно зерно. Значит, нужно развивать те отрасли сельского хозяйства, которые являются потребителями зерна — животноводство, птицеводство.


— А для этого нужен четкий прогноз, каких культур и сколько нужно будет тому или иному региону. Нужно регулирование зернового рынка. ИК МАСС продолжает работу в этом направлении?


— Говорить, что мы системно занимаемся регулированием зернового рынка, пока еще рано. У нас сегодня нет самого главного — аналитического центра. И мы работаем над решением этой задачи — созданием такого центра в рамках консорциума. Александр Тепляков приводил на совещании пример по чечевице. Эта культура имеет хорошую рентабельность, и вроде был неограниченный сбыт чечевицы в Индию. Но совпали два фактора: узнав о ее востребованности, все стали выращивать чечевицу. А в это время что-то произошло, и рынок встал. Чечевица есть, а продать некому. Подобная история была и с гречихой. Мы говорили о том, что нашим сельхозпроизводителям нужна серьезная мотивация, знание потребностей рынка, что в этом году им нужно производить — овес, ячмень, горох, пшеницу четвертого класса, а на следующий год, к примеру, рапс, сою и другие культуры.


И на совещании у полпреда Президента РФ в СФО мы вели речь о необходимости создания такого аналитического центра. В настоящее время ученые Сибирского центра агробиотехнологий по нашему заказу завершают разработку Концепции Программы развития зернового рынка Сибири, которая будет утверждена на заседании рабочей группы ИК МАСС.

Владимир Аксенов, советник председателя
ИК МАСС руководитель рабочей группы:


— На рабочей группе мы ставили две главные задачи: разработать программу развития зернового рынка Сибири и создать объединение производителей, переработчиков, хранителей, экспортеров зерна. Мы эти задачи решили. Две недели назад была обсуждена Концепция Программы развития зернового рынка Сибири. Сейчас она находится на доработке. Вторая задача по созданию «Сибирского зернового консорциума» выполнена.



Источник: https://chslovo.com/2019/08/07/sibirskij-zernovoj-opek-put-k-pryamomu-eksportu/