• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ ЭКС МАСС ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

18 марта 2022

18 марта состоялось заседание Экспертно-консультационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке.

Оно прошло под председательством руководителя департамента по развитию социального сектора Исполнительного комитета МАСС, д.м.н., профессора Елены Потеряевой. Участники заседания обменялись опытом реализации региональных программ развития сферы дополнительного образования, а также обсудили актуальные вопросы отрасли.

В режиме ВКС в заседании Экспертно-консультационного совета приняли участие представители Министерства просвещения России, руководители региональных органов исполнительной власти по образованию и науке, специалисты Исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и руководители образовательных учреждений Сибири.

«В условиях сегодняшней общественно-политической ситуации в стране существенно возрастает роль духовно-нравственного, культурного и патриотического воспитания школьников и молодежи. Это одна из задач, решаемых в рамках системы дополнительного образования, – подчеркнул актуальность проведения заседания Председатель Исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников.В регионах формируются центры дополнительного образования, которые обеспечивают возможности для реализации творческих талантов детей и молодежи, и нам важно выявить проблемные вопросы и наметить пути их решения, чтобы такие центры в каждом субъекте Российской Федерации и каждом муниципальном образовании работали эффективно».

DSC05584.JPG

С докладом перед участниками ЭКС МАСС по науке и образованию выступила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Ольга Колударова. «Система дополнительного образования позволяет детям приобрести устойчивый интерес к познаниям и творчеству, проявить себя и свои таланты. Особенно важным в современных условиях становится задача приобщения к духовно-нравственным и культурным традициям страны. На занятиях необходимо говорить об этом, чтобы сформировать патриотически воспитанного молодого человека, знающего и ценящего историю России», – отметила она.

Как сообщила Ольга Колударова, в 2022 году на мероприятия по развитию системы дополнительного образования федеральный бюджет направит более 6 млрд руб. В Сибирском федеральном округе 75,9% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет посещают дополнительные занятия. Эксперт подробно остановилась на нескольких направлениях работы.

Так, уже к 1 сентября 2022 года будет разработана дорожная карта по развитию туристско-краеведческой деятельности, а также методические рекомендации по развитию школьных музеев.

Более 3 млн школьников России в 2021 году были заняты в сфере научно-технического творчества. В 6 пилотных регионах страны реализуется модель «школьник-ВУЗ-работодатель», которая способствует не только интеграции, но и целевой подготовке необходимых экономике специалистов.

Также Ольга Колударова рассказала о старте Всероссийской Большой олимпиады «Искусство – Технологии – Спорт». Это конкурс по трем тематическим направлениям для детей, которые учатся в образовательных организациях всех типов. Олимпиада будет ежегодно проходить сразу по трём направлениям: «Искусство», «Технологии» и «Спорт». Планируется, что суперфинал пройдет в 2024 году.

DSC05612.JPG

Обсуждение продолжили руководители отраслевых региональных органов исполнительной власти – они рассказали об опыте реализации программ и проектов развития системы дополнительного образования.

Начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич представила проекты по развитию познавательного туризма: «Развитие детско-юношеского туризма и туристско-краеведческой деятельности обучающихся Томской области (220-2023 гг.)», «Познай свой край», «Школа юного экскурсовода».

В рамках разработанного томскими коллегами проекта «Познай свой край» школьники посещали культурно-исторические объекты региона, а затем разрабатывали собственные маршруты. Они включены в интерактивную карту, созданную по итогам исследовательской деятельности участников проекта.

Ещё одно начинание томичей – «Школа юного экскурсовода» – победитель конкурсного отбора «Обеспечение проведения всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий в сфере патриотического воспитания с участием детей и молодежи» федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование». Летом 2021 года 30 школьников из 10 регионов России стали победителями отборочного тура проекта. Ребята выбрали тему по истории родного края, проложили маршруты, связанные с ней, и придумали собственный экскурсионный маршрут.

Об опыте региональной системы дополнительного образования в Красноярском крае рассказала первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина. Здесь в 2020 году создан Модельный центр дополнительного образования, который осуществляет организационную, методическую, нормативно-правовую, экспертно-консультационную поддержку учреждениям дополнительного образования. Сейчас центр находится на третьем такте развития: на этом этапе проводится типологизация территорий по социально-экономическому развитию.

Также в регионе создан «Коворкинг дополнительного образования Красноярского края». Это сетевая организационная площадка работников дополнительного образования, которая фиксирует, систематизирует и сопровождает задачи по развитию отрасли.

Без имени1.png

О развитии системы дополнительного образования Омской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» рассказала заместитель министра образования Омской области Лариса Жукова. В частности, она поделилась результатами работы федерального портала «Навигатор дополнительного образования». Эта платформа создана в помощь родителям и детям. На ней можно выбрать интересующее направление образования, записаться в секцию, студию или кружок по своему вкусу. «Навигатор» доступен для родителей детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2021 году 86,3% детей и подростков Омской области зарегистрированы на портале. Также в регионе создан центр краткосрочных программ дополнительного образования, предоставляющий возможности подрастающему поколению попробовать себя в разных сферах деятельности.

Кроме того, в Омской области работает детский технопарк «Кванториум», в котором в этом учебном году занимается 874 ребенка. Для отдаленных районов действует «Мобильный Кванториум». Как особо отметила Лариса Жукова, в Омской области принято решение о создании в 2024 году специализированного Центра для выявления и поддержки одаренных детей.

Важность работы детских технопарков «Кванториум» для развития естественно-научного и технического направления в системе дополнительного образования отметили на заседании ЭКС МАСС практически все участники обсуждения.

Так, по словам начальника отдела воспитания и дополнительного образования управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Сергея Перфильева, в регионе успешно работают 3 детских технопарка «Кванториум», а также мобильный кванториум «Спутник» и школьный кванториум. Всего в них прошли обучение 4,1 тысячи детей.

А в Республике Хакасия, по информации начальника отдела по делам молодежи, воспитания и дополнительного образования республиканского министерства образования и науки Павла Кравченко, в подобном детском технопарке обучились 1600 детей.

В завершении заседания автор международного проекта «Великая Северная экспедиция Беринга» в сфере образовательно-патриотического туризма и дополнительного образования школьников Ильдар Маматов с коллегами представил проект научных экспедиций «Дорогами первых». Его главная задача – формирование маршрутов для ознакомления ребят с достижениями Великой Северной экспедиции, историей, культурой своего региона, а также с яркими личностями и историческими фигурами, внесшими весомый вклад в его развитие.

Участники Экспертно-консультационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по образованию и науке высоко оценили представленные материалы и обратили внимание на важность выстраивания эффективного партнерства в реализации подобных проектов как органами власти, так и представителями науки и образования, а также туристической отрасли.