• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ПОДВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЕРВОГО ЭТАПА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА МАСС «СИБИРСКАЯ ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

19 октября 2022

 Их обсуждению было посвящено организованное Исполнительным комитетом МА «Сибирское соглашение» совещание с уполномоченными лицами входящих в ассоциацию субъектов Российской Федерации.

 В очном формате и в режиме видеоконференцсвязи представители министерств образования и здравоохранения регионов МАСС, руководители профильных научно-исследовательских институтов Сибири и курирующие проект сотрудники Исполкома МАСС заслушали информацию членов Проектного офиса о начале практической реализации и отработки пилотной модели проекта.

 Одобренный решением «Большого совета» МАСС Межрегиональный проект «Сибирская школа – территория здоровья» стартовал в нынешнем году, пока в виде эксперимента в ряде школ пяти регионов МАСС. Одна из его основных целей – снижение рисков возникновения заболеваний (в том числе связанных с нездоровым питанием) у детей и подростков. Мероприятия проекта предусматривают проверку состояния здоровья школьников, определение факторов риска, внедрение электронного паспорта здоровья каждого школьника.

лара.JPG

 Ведущая заседание, главный специалист департамента по развитию социального сектора Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Лариса Сысак напомнила участникам, что МП «Сибирская школа – территория здоровья» должен помочь создать инструменты для профилактики заболеваний школьников и улучшения всех показателей их здоровья.

 «27 октября 2021 года на заседании Общего собрания членов МАСС была утверждена концепция будущего проекта и смета расходов на его реализацию. Исполнителем проекта утвержден Новосибирский НИИ гигиены, его директор – доктор медицинских наук, профессор Ирина Новикова – один из ведущих специалистов в области гигиены детей и подростков», – обратила внимание собравшихся ведущая.

 По словам представителя Исполкома МАСС, сам проект реализуется в три этапа. На первом этапе с 1 января 2022 года по 25 декабря 2023 года идёт отработка пилотной модели проекта в республиках Хакасия и Тува, Иркутской, Омской и Новосибирской областях. С 1 января 2024 года по 15 июня 2024 года, на втором этапе, реализация проекта запланирована на территории уже всех регионов МАСС. И, наконец, подведение итогов пройдёт в период с 15 июня 2024 года по 25 декабря 2025 года. Эти полтора года станут третьим и заключительным этапом проекта.

 «В настоящее время на 1 этапе проекта назначены уполномоченные лица от субъектов РФ – членов МАСС для взаимодействия с Исполкомом МАСС по вопросам реализации Проекта. 22 марта 2022 года проведено установочное совещание с уполномоченными лицами, по итогам которого организовано взаимодействие с регионами, входящими в МАСС. Подготовлены и направлены информационные материалы для разработки дорожных карт по реализации мероприятий в образовательных организациях по проекту МАСС «Сибирская школа – территория здоровья». За период с 1 января 2022 года начата реализация проекта в образовательных учреждениях Новосибирска. 6 октября состоялось совещание с руководителями школ, в которых реализуется проект, получены положительные отзывы», – подчеркнула представитель Исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение» Лариса Сысак, передавая слово основному докладчику – директору Новосибирского научно-исследовательского института гигиены» Роспотребнадзора, профессору Ирине Новиковой.

ира.JPG

 «Действительно уже есть определённые результаты, которые требуют обсуждения, – отметила оратор. – Я хочу напомнить, что это межрегиональный проект. Он предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий по мониторингу факторов риска здоровью и коррекции рисков, реализации мер коллективной защиты и профилактики, выявление детей с повышенными и высокими рисками, связанных с воздействием факторов обучения, а также реализацию мер индивидуальной защиты и профилактики. Вот, собственно говоря, ради этих задач и создавался проект».

 Профессор Новикова сделала акцент на том, что разработкой и реализацией Межрегионального проекта «Сибирская школа – территория здоровья» совместно занимаются учёные и специалисты целого ряда ведущих научно-исследовательских институтов и профильных образовательных учреждений Сибири:

 - ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора;

 - ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»;

 - ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России;

 а также общеобразовательные учреждения, расположенные в субъектах Российской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение».

 Как рассказала директор Новосибирского НИИ гигиены, с начала работы над проектом совместно с ведущим российским производителем – научно-производственной компанией «Рэлсиб», которая занимается разработкой и производством контрольно-измерительных приборов и автоматики – автономных регистраторов, измерителей, датчиков температуры, влажности и других параметров, в рамках реализации проекта разработано, апробировано и установлено контрольно-измерительное оборудование с бесконтактной фиксацией результатов в двух общеобразовательных организациях Новосибирска – «Лицей № 136» и «Вторая Новосибирская гимназия», разработана программа мониторинга с наглядной визуализацией результатов. Одновременно подготовлено практическое руководство для учителей, ответственных лиц за мониторинг и руководителей общеобразовательных организаций, а также проведены установочные организационные мероприятия.

презент.JPG

 Мониторинг, по мнению сотрудников Проектного офиса МП «Сибирская школа – территория здоровья», должен обеспечивать следующие значимые позиции:

 - измерение фактических показателей, характеризующих эффективность воздухообмена и поддержания (либо не поддержания) оптимальных параметров воздушной среды, определяющей во многом умственную работоспособность детей, с регистрацией фактических значений температуры воздуха, относительной влажности воздуха, концентрации углекислого газа;

 - построение табличных отчетов по фактам отклонений от гигиенических нормативов (в программе они названы событиями), в том числе по продолжительности и интенсивности в разрезе учебных классов и кабинетов, а также по свободно задаваемым группировкам классов и кабинетов, по классам и кабинетам, в которых не фиксировались отклонения от гигиенических нормативов;

 - построение результатов мониторинга в графическом изображении, отражающем динамику мониторируемых показателей в течение уроков, перемен, внеурочного времени, позволяющей оценить эффективность работы инженерных коммуникаций, таких как вентиляция и отопление, а также режима проветривания помещений, оценки соответствия реализуемых мер фактической нагрузке на помещение в ед. площади;

 - формировать архивную базу показателей мониторинга и использование результатов в организации профилактической работы (коллективные меры защиты);

 - возможность анализа базы данных за период мониторинга для принятия управленческих решений.

 «…Мы запустились с нашим проектом в конце августа прошлого года. Теперь уже можно посмотреть – как без детей, так и вместе с детьми, как в режиме максимальной нагрузки на кабинеты, как система отопления повлияла… Вот нужно или не нужно это школе? – задала риторический вопрос профессор Ирина Новикова. – Наверное, нужно. Потому, что это и рациональный подбор одежды для детей. Это и правильная организация учебного процесса и проветривания, всех необходимых динамических пауз и процедур. Потому что, если у нас повышается содержание углекислого газа, если температура повышается до высоких значений – нам кажется, стоит задача, чтобы не замерзнуть, а задача – совсем иная. Нужно, чтобы дети могли слушать, понимать и работать. Вы это всё сможете увидеть в наглядном изображении».

  В представленной презентации Ирина Новикова как один из авторов и разработчиков проекта подробно объяснила коллегам из регионов, какие меры смогут предпринимать педагоги и руководители образовательных учреждений для сохранения здоровья учащихся и повышения качества образовательного процесса, опираясь на данные мониторинга и проделанные исследования в рамках МП «Сибирская школа – территория здоровья».

 Ещё один доклад, подготовленный представителями Проектного офиса, касался здорового питания школьников. Решение именно этого вопроса находится сегодня на особом контроле в ходе реализации Межрегионального проекта. «Мониторинг питания и здоровья» – так назывался доклад, с которым выступил заместитель директора по научной работе ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, к.м.н. Сергей Романенко.

еда.png

 «Цель данного модуля – организация действенной системы мониторинга, обеспечивающей содействие в реализации принципов здорового питания и снижении рисков нарушений здоровья у детей, связанных с пищевым фактором улучшение здоровья детей, снижение интенсивности воздействия факторов риска здоровью, научное обоснование практики включения в меню инновационных блюд и блюд национальной кухни», – отметил в водной части к своей презентации докладчик.

 Подводя итоги работы совещания, директор Новосибирского научно-исследовательского института гигиены» Роспотребнадзора, профессор Ирина Новикова особо обратилась к участникам: «Мы хотим обратить внимание – работая в рамках Межрегионального проекта “Сибирская школа – территория здоровья”, вы можете не ограничиваться возрастной категорией с первого по четвёртый класс. Речь у нас идёт по всем обучающимся – и второй, и третьей ступенях обучения. И это не только основное питание, которое может быть как обычным, так и вариативным, но также и дополнительное питание. Сегодня мы понимаем, что это факторы существенного риска для наших детей, которые нужно нивелировать либо свести к минимуму, потому что дополнительное питание тоже должно быть здоровым».

дети.jpg

Представленные презентации и иллюстративные материалы:

/Новикова И.И_.pdf

/Романенко С.П_.pdf