• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ЗАСЕДАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА МАСС ПО ТРАНСПОРТУ ПРОВЕЛ ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЛАДИСЛАВ ХОВАЛЫГ

09 декабря 2024

 В ходе рассмотрения вопросов повестки, участники обсудили предложения по обеспечению экспорта продукции сибирских предприятий по внутренним водным путям и далее по Северному морскому пути.

 В заседании приняли участие заместитель министра транспорта России, федеральный куратор Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по транспорту Александр Пошивай, начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО Иван Гончаров, Первый заместитель председателя Исполкома МАСС Наталья Донская, руководители органов исполнительной власти сибирских регионов, курирующие транспортную отрасль, а также представители академической и вузовской науки.

 Члены Совета совместно с представителями экспертного сообщества рассмотрели итоги исполнения плана мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры СФО в 2024 году, предусмотренных в рамках Стратегии социально-экономического развития Сибири. Отдельно обсуждались возможности использования Енисейского водного пути в сочетании с Севморпутём для расширения объёмов вывоза продукции сибирских предприятий, в том числе в целях экспорта.

Пошивай.JPG

 Заместитель министра транспорта Российской Федерации, федеральный куратор КС МАСС по транспорту Александр Пошивай, приветствуя коллег, отметил: «Задача развития транспортного комплекса Сибири, обусловленного увеличивающейся транспортной подвижностью населения, а также современными геополитическими вызовами, развитие международных транспортных коридоров и Северного морского пути – одна из приоритетных задач, поставленных президентом Российской Федерации». Что касается вопросов транспортной обеспеченности экспорта сибирской продукции, Александр Пошивай отдельно подчеркнул: «Первое и главное – это груз, под него формируется инфраструктура, а дальше вступают в силу все рыночные механизмы, определяющие экономическую целесообразность». Именно этот вопрос находится в зоне ответственности органов исполнительной власти регионов, по словам заместителя министра транспорта России, «Минтранс в этой работе готов подключиться в нужный момент в рамках нашего взаимодействия».

Ховалыг-2.png

 Приступая к обсуждению первого вопроса повестки, Председатель Координационного совета МА «Сибирское соглашение» по транспорту, Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг напомнил, что Исполнительный комитет МАСС совместно с региональными министерствами экономического развития ведет ежеквартальный мониторинг исполнения мероприятий Плана реализации СЭР СФО посредством опросных листов. «Должен отметить, коллеги, что по итогам 3-его квартала 2024 года, реализация пунктов Плана проходит, в целом, неплохо. В то же время, наблюдаются частные отклонения от сроков исполнения мероприятий, что означает необходимость оперативного разрешения проблемных вопросов, препятствующих успешной реализации Плана, в частности для недопущения приобретения ситуацией системного характера», – особо подчеркнул Глава Республики Тыва.

 Об итогах исполнения плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года за 2024 год в области мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры рассказали министр дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва Шораан Чыргал-оол и министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов.

18.jpg

 Шораан Чыргал-оол представил доклад о том, как идет работа над формированием новых транспортных коридоров, которые позволят сибирским регионам нарастить экспорт. В частности, сегодня по поручению первого вице-премьера Правительства РФ Дениса Мантурова идет разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта Центрально-Евразийского железнодорожного коридора через Туву в Монголию и Китай. Кроме того, регионы Сибири активно продвигают автомобильную версию этого коридора, которая предусматривает выход федеральной автомагистрали Р257 «Енисей» на дорожную сеть Монголии и далее на крупнейший транспортный узел Северного Китая – город Урумчи.

 Потребность в транспортной инфраструктуре еще масштабнее, если оценивать объемы производимой продукции всей Енисейской Сибири. На её территории прямо сейчас действует 648 лицензий, из которых 176 – на добычу полезных ископаемых. Общий грузооборот Тувы, Хакасии и Красноярского края в течение ближайших 5-7 лет прогнозируется на уровне в 67-75 млн. тонн.

16.jpg

 Огромный экспортный потенциал Сибири остается нереализованным в полной мере из-за ограничений в пропускной способности существующих транспортных коридоров. Даже после «расшивки» узких мест на БАМе для многих экспортеров Восточный полигон РЖД остается недоступен. Перевозные мощности на нем предоставляются только стратегически важным для страны грузам и крупным поставщикам. Производители поменьше вынуждены довольствоваться квотами.

 Так, по озвученной информации, на сегодняшний день квота на вывоз угля для Республики Тыва составляет 650 тыс. тонн. Принимая во внимание экономическую и социальную значимость предприятий по добыче угля, в 2025 году объем вывоза необходимо увеличить до 1,5 млн. тонн, а в последующие годы рост спроса увеличится.

 Участники заседания КС МАСС по транспорту считают, что выходом из этой ситуации могло бы стать использование судоходного пути по Енисею. В сочетании с наземным коридором через Туву на Китай и Севморпутем он способен открыть дорогу за границу тем товаропроизводителям, которые сейчас вынуждены торговать с зарубежьем по лимитам РЖД или вовсе не попадает в число обладателей экспортных квот.

Ирк.png

 Для Иркутской области в рамках исполнения Плана мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры СФО в 2024 году, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Сибири СФО, приоритетные сегодня задачи – в сфере авиационного обеспечения, отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. В частности, в План включены задачи по реконструкции и строительству восьми аэропортов в городах: Иркутск, Усть-Илимск, Братск, Бодайбо, Усть-Кут, Ербогачен, Киренск, Тайшет. По озвученной информации, аэропорт Усть-Илимска получил сертификат оператора аэродрома гражданской авиации, что позволит уже со следующего года принимать воздушные суда с посадочными местами более 20 и увеличить интенсивность полётов не только внутри Иркутской области, но в соседние регионы.

 Второй пункт повестки заседания КС МАСС по транспорту – предложения по обеспечению экспорта продукции предприятий, расположенных в Сибирском федеральном округе, предусматривающего транспортировку грузов по внутренним водным путям и далее по Северному морскому пути.

Крск2.png

 С докладом об использовании сибирских рек для перевозки грузов выступил начальник отдела воздушного и водного транспорта Министерства транспорта Красноярского края Евгений Якуба. «Рассматривая вопрос вывоза продукции предприятий края, следует отметить, что на сегодня на территории региона реализуется ряд масштабных инвестпроектов по разработке месторождений, сопряжённых с внутренними вводными путями. В связи с чем большое внимание уделяется работам по улучшению судоходных условий в Енисейском бассейне», – подчеркнул выступающий.

 Было отмечено, что для региона важно сохранить возможности транспортировки продукции посредством Северного морского пути, край заинтересован в увеличении объемов перевозок, в том числе с учетом освоения нефтегазовых ресурсов, а в перспективе и разработки континентального арктического шельфа. Для этого требуется решение ряда задач по совершенствованию транспортной инфраструктуры, развитию портовых мощностей, обновлению грузового флота и погрузочного оборудования.

 Евгений Якуба также отдельно отметил: использование сибирских рек для перевозки грузов Северным морским путем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является достаточно перспективным направлением. Развитие внутреннего водного транспорта позволило бы распределить экспортные потоки, частично разгрузив Транссиб и восточные порты.

Тува.png

 Продолжая тему увеличения грузоперевозок, министр дорожно-транспортного комплекса Тувы Шораан Чыргал-оол обратил внимание: сегодня подтверждена потребность в железнодорожной инфраструктуре до 2030 года – в Республике Тыва работают 7 крупных инвестиционных компаний и групп с общим объемом инвестиций 489,2 млрд. рублей, объемом годовой добычи 48,14 млн. тонн. «Готовы направить все необходимые цифры и объемы, потребности и перспективу в рамках проводимой работы нашего Координационного совета для проработки данного направления», – заверил руководитель тувинского дорожно-транспортного комплекса Шораан Чыргал-оол.

 Об участии водного транспорта Сибири в экспортных перевозках рассказал заведующий кафедрой «Управление транспортным процессом» ФГБОУ ВО СГУВТ, кандидат технических наук, доцент Сергей Масленников. Он отметил уникальные возможности, которые предоставляет Северный морской путь для экспорта продукции, и существенную роль речного транспорта в транспортировке грузов до него.

Максимов.png

 С докладом о предложениях по обеспечению экспорта продукции предприятий, расположенных в Сибирском федеральном округе, заседание продолжил президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов. Он отметил существующий спрос на перевозку грузов по Севморпути от китайских коллег. Кроме того, эксперт выделил организацию регулярного сообщения Новосибирск – Казахстан – Китай как альтернативу восточному железнодорожному полигону: формирование ускоренных контейнерных поездов «Новосибирск – Достык – Китай» и почтово-багажного поезда «Новосибирск – Урумчи – Новосибирск», двигающегося со скоростью пассажирского скорого поезда. «Проработка этих направлений ведется, они перспективны для обеспечения экспорта», – отметил Сергей Максимов.

 Свои предложения по обеспечению грузоперевозок представила коммерческий директор АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Софья Синицына.

 Продолжая тему железнодорожного транспорта, выступила ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, к.э.н. Ольга Тарасова и заместитель директора по научной работе ИЭОПП СО РАН, заведующая отделом территориальных систем, доктор экономических наук, профессор Евгения Коломак.

 Ученые высказали готовность предложить ряд инструментария для расчетов экономической эффективности транспортной системы, конкурентоспособности разных коридоров как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных отраслей.

 По итогам заседания КС МАСС по транспорту специалисты Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» саккумулируют соответствующие конкретные предложения, поступившие от регионов Большой Сибири, и направят в адрес Министерства транспорта России и Министерства экономического развития РФ.

DSC03063.JPG

СПРАВОЧНО-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Лобанов М.А..pdf

Максимов С.А..pdf

Малов В.Ю. Коломак Е.А..pdf

Масленников С.Н..pdf

Синицына С.Р..pdf